По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как не потерять деньги на инвестициях в искусство

Вы любите искусство и решили стать инвестором? Но любовь к искусству и правильное вложение денег в авторов, которые завтра станут популярными, — это две разные вещи. Кто вы — меценат или бизнесмен? Ответ сложный и неоднозначный. Многие склоняются к первому. Единицы могут ответить, что стали бизнесменами в этой сфере, и это несмотря на то, что рынок искусства и антиквариата растет по всему миру (см. отчеты Basel Art), количество верных инвестиций в российское искусство мало.

В России (по отчетам deloitte) сложился рынок искусства, в котором художника часто рассматривают на уровне «ремесла» (может ли он стену покрасить или сделать мне декорации) и «нравится мне или не нравится», то есть личное субъективное мнение играет главенствующую роль, а творческая ценность исчезает. Цена на предметы искусства на международном рынке формируется немного по-другому, оторванно от субъективных суждений.

Одно из правил: знай немного о рынке, на котором работаешь. На простых примерах искусство можно рассматривать как фондовый рынок. А художника и его произведения — как некий бренд, имя, компанию и стоимость акций. В среднем в искусстве есть особенность — оно не дешевеет. То есть исходя из предположения, что 1 кв. м масляной живописи сегодня может стоить минимум $500, и с учетом старения произведения, инфляции, мастерства и известности художника мы можем просчитать ценность его работы через 10, 20, 30 лет. Уже сейчас на российском рынке есть мастера, чья стоимость начинается с $5000, $10 000, $20 000 за квадратный метр на международной арене. О том, как появляется такая цена, рассказ будет чуть ниже.

Для начала разберемся, как быть успешным на рынке и как не попасть в неловкую ситуацию. Как не потерять лицо, говоря об искусстве? Главная проблема — это проблема экспертности. Мы смотрим часто на искусство (например, искусство редимейд с известными нам примерами писсуара или тому подобными вещами) и думаем: «Если это искусство, то все, что мне нравится, еще большее искусство». Это ошибка новичка номер один. Не все, что вам нравится, будет дорого стоить в мире. Скажем, есть культурный контекст и общие мировые тенденции. Но это не значит, что всем нам надо покупать поношенные куртки, акул в формальдегиде и другие интересные инсталляции. Искусство настолько вариативно, что искать то, что вам нравится, стоит, но ориентироваться в инвестициях только на свой вкус может быть провалом. Потому нужно выбрать баланс между тем, что популярно, и тем, что нравится вам. Это крайне сложно, так как искусство крайне эмоционально и действует на нас иначе, чем массовые товары потребления, потому что мы не можем его оценить как функцию.

Для Цитирования:
Анастасия Шульц, Как не потерять деньги на инвестициях в искусство. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: