Отбор кандидатов для корпоративного парка так же специфичен, как и поиск хорошего управленца. Задача и в том, и в другом случае состоит в минимизации рисков. Но если новый начальник отдела у всех на виду, а его действия вполне прозрачны, то профессиональный водитель принимает решения за рулем «здесь и сейчас», причем счет за неверное решение выставляется немедленно. На дороге.
Склонный к риску водитель — это человек с «плохими» водительскими привычками. Современная психология связывает безопасность движения не только со стажем и опытом, но и с непосредственными действиями водителя и их соответствием конкретной дорожной ситуации. А эти действия определяются характером, моральными и нравственными качествами. Установлено, что водители, часто попадающие в ДТП, более агрессивны, враждебны, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к насилию и необоснованному риску. Охарактеризовать таких людей можно как эгоистичных, легкомысленных, не желающих усваивать правила дорожного движения. Они с легкостью попирают нормы общественной жизни, не разделяя ее на быт и дорожное движение.
На другой чаше этих «весов» расположились, соответственно, дисциплинированность, уравновешенность, рассудительность. Неплохо, если она перевесит с помощью решительности, упорства и находчивости. Именно такие водители ездят практически безаварийно. И все-таки, каким бы «святым» ни был человек за рулем, он нарушает правила или попадает в аварию не потому, что недисциплинирован, а потому, что порой его психофизиологические возможности ограниченны. Современная динамика и плотность движения, разнообразие автомобилей со все бóльшим числом систем и органов управления, а также моральный груз за дорогостоящую технику — все эти факторы влияют даже на позитивно настроенного профессионала. В сложной ситуации он может оказаться не в состоянии справиться с управлением и все-таки совершить ошибку, усугубляя аварийную обстановку.
Итак, мы готовы начать отбор, руководствуясь двумя направлениями — морально-нравственными и психофизиологическими качествами. Ответственность при принятии решения лежит на HR-службе и флит-менеджере. Однако ответственность за аварию — исключительно на последнем. А увольнение за аварийную езду — это признание собственных просчетов при приеме сотрудника на работу. И здесь, пожалуй, стоит обратиться к опыту зарубежных коллег. Как в Америке, так и в Европе рекрутинг водителей для крупных операторов стал отдельным бизнесом. Отдельным от остальных рекрутинговых агентств. Специфика собеседований плюс новые HR-технологии, тестирование и стратегии отбора ставят наем профессиональных водителей в один ряд с набором судовых команд и экипажей гражданских самолетов. Исследования выявили потенциальные возможности для отбора более безопасных водителей, основанные на данных о нарушениях, риск-тестах, опыте, возрасте и медицинском обследовании.