Портрет в глазах начинающих живописцев — высшая ступень мастерства, а изображение фигуры в движении (а то и во взаимодействии с другими персонажами картины!) — и вовсе нечто из серии «у-меня-так-в-жизни-не-получится». Иной художник может годами опасливо обходить гипсовые торсы в магазинах для творчества, обливаться холодным потом от каждой просьбы друзей или приятелей о портрете и считать лучшими моделями яблоки и персики (ведь они не двигаются!).
Если Вы решили побороть, наконец, свою робость — не обойтись без достойного академического курса, это начало всех начал. Тем, у кого такой возможности нет, художник Екатерина Осипович и автор блога paintingrussia.com рекомендует следующую программу:
Берем себе в помощники многомного терпения и книгу «Рисунок. Основы учебного академического рисунка» Николая Ли. Готовьтесь засесть за анатомические атласы «на совесть и на страх» и изучить все, что проспали на уроках биологии — черепа, скелеты, мышцы, сухожилия. Просто рисовать то, что видишь, — моветон, это лишит рисунок убедительности, а изображаемого человека — правильной дислокации носа и бровей. Художник-портретист — всегда немножко медик! Заучивать названия всех «деталей конструктора» совсем необязательно, а вот уметь мысленно собирать из косточек руку или ногу будет полезно. Последовательность изучения такая: голова, тело, кисти рук, ступни.
Теперь, когда увесистая стопка ваших рисунков стала похожа на заметки патологоанатома или маньяка-расчленителя, начинается самое интересное. Берем скетчбук и набор карандашей и идем в Пушкинский, Эрмитаж или любой другой музей, где есть скульптуры. Эти гипсовые и бронзовые ребята станут вашей компанией в ближайшие месяцы (о том, как не разориться на музеях, читайте в статье «Лайфхак для художников: зачем вступать в Профсоюз?«). Их преимущество — в обнаженности, неподвижности и в том, что они не просят каждые десять минут показать, «что там получается». И к тому же молча и безразлично проглотят любую обиду, будь то ноги как у кузнечика или голова с арбуз. Не бойтесь разбирать древних греков на куски (в переносном смысле слова, само собой) — рисовать отдельно головы, руки и ноги. А еще ставить себе временные рамки, постепенно сокращая их с получаса до пяти минут на одну зарисовку.