По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.025

Как налоговые органы будут проверять строительный бизнес после карантина. К чему готовиться и как защититься

Зуйков Андрей Валерьевич партнер, руководитель налоговой практики адвокатского бюро КИАП, член экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, палаты налоговых консультантов, сертифицированный налоговый консультант (г. Москва), e-mail: az@kiaplaw.ru

Строительный бизнес во многом является и двигателем, и отражением экономики во всех ее прелестях и недостатках. И в этом смысле строительство не является исключением и в налоговой сфере. В частности, последствия применения новеллы налогового законодательства — статьи 54.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — в полной мере раскрываются именно в строительстве. Речь идет, прежде всего, о таком условии для применения вычетов по НДС и учета расходов по налогу на прибыль, как «исполнение сделки стороной договора» (подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Например, если контрагент не докажет, что работы выполнял он либо его добросовестный субподрядчик на основании договора и с рабочими в штате (или строительной техникой «на балансе»), то расплачиваться придется в силу указанной нормы подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ вам. Налоговый орган «снимет» именно вам вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль, учтенные по сделке с таким контрагентом. И тот факт, что здание построено, а вы добросовестный налогоплательщик, не поможет. И поскольку исторически именно строительная сфера была полна «фирмами-однодневками», а бороться с ними государство решило перекладыванием «с больной головы на здоровую», то этот вопрос в строительной сфере стоит очень остро.

Наверняка многие уже столкнулись с таким подходом налоговых органов, который стал «бичом» последних 2–3 лет. А если нет, то обязательно надо учесть эти риски в своей работе.

Но теперь появилось «противовирусное средство» и против такого подхода. Что — очень вовремя, ведь после карантина налоговые органы будут с удвоенной энергией закрывать дефицит бюджета.

Так, в соответствии с Публичной декларацией целей и задач ФНС на 2020 год1 , фискальное ведомство не отказывается от своих планов провести примерно аналогичное количество проверок, как в «спокойный» 2019-й год — см. рисунок 1.

Кроме того, если подсчитать количество проверок и доначисления по ним2 , то просто выйти на возможные потери бюджета за 3 мес. «коронакризиса» (за счет приостановления проверок) в размере 78,34 млрд руб. И это без учета снижения поступлений от «самоизолировавшегося» бизнеса! Поэтому планируемый показатель доначислений за одну проверку в 2020 г. в сумме 35 млн руб. можно смело увеличивать как минимум на 8,7 млн руб. («недополученные» за 3 месяца 78,34 млрд руб. / 9 тыс. планируемых проверок). Итого 43,7 млн руб. за проверку. И это не считая возможной корректировки на общий дефицит бюджета, который нужно восполнять, административных издержек на бизнес ввиду ожидаемой большой фискально-административной нагрузки в оставшихся месяцах года (ответы на требования, допросы и прочее).

Для Цитирования:
Зуйков Андрей Валерьевич, Как налоговые органы будут проверять строительный бизнес после карантина. К чему готовиться и как защититься. Юрисконсульт в строительстве. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: