По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как минимизировать риски

Дышко А. И. начальник отдела методологии контроля таможенной стоимости, Главное управление «Центр мониторинга и оперативного контроля», Федеральная таможенная служба

Представитель ФТС России рассказывает о признаках заявления недостоверных сведений в отношении таможенной стоимости, а также освещает практические аспекты определения, декларирования и таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.

Дышко А. И.

I. ПРИЗНАКИ ЗАЯВЛЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Каким образом декларант может установить и устранить выявленные признаки заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара? Базовая норма содержится в Таможенном кодексе ЕАЭС, которая говорит, что контроль таможенной стоимости заключается в правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости, ее структуры и документального подтверждения заявленных сведений. При декларировании таможенный орган проводит контроль таможенной стоимости товара и в случае выявления признаков заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости осуществляет действия в соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров». Признаки недостоверности заявленных сведений в отношении таможенной стоимости определены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Перечень таких признаков содержится в пункте 5. Перечень является открытым. Основные признаки изложены в подпункте «а»: к ним относятся расхождение сведений, содержащихся в одном документе, сведениям, содержащимся в том же документе, иных документах, в информационных системах гос органов (организаций), на определенных интернет-сайтах. Подпункт «б» говорит о таком признаке, как выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза — все знают, что вся информация о декларируемых товарах аккумулируется таможенными органами и используется ими при проведении таможенного контроля в части выявления таких отличий. Подпункт «в» — выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов. Подпункт «г» — выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых произведены ввозимые товары. Подпункт «д» — наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем. Подпункт «е» — наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку/транспортировку ввозимых товаров, на страхование и т. п.). Это основные признаки недостоверности заявленных сведений, которые встречаются на практике. Главный признак — все-таки выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.

При выявлении данных признаков таможенные органы проводят соответствующие операции, в частности запрашивают дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость. Такими в первую очередь являются документы, подтверждающие совершение внешнеторговой сделки, в которых определены ее существенные условия, цена, предмет контракта, оплата ввозимых товаров. Если в отношении товаров имеется предоплата, декларант обязан при запросе таможенного органа представить документы, подтверждающие факт оплаты поставляемых товаров, поскольку, исходя из понятия таможенной стоимости товаров (это цена, фактически уплаченная либо подлежащая уплате прямо или косвенно продавцу в связи с ввозом товаров), главным критерием с точки зрения подтверждения факта оплаты является отношение данного платежа к конкретным товарам конкретной поставки.

На практике при представлении таких документов часто содержится только ссылка на внешнеторговый контракт. При этом контракт, как правило, рамочный. Когда в контракте отсутствуют полные сведения о ввозимых товарах, определенные конкретными спецификациями, либо содержатся ссылки на то, что цена, ассортимент, условия и сроки оплаты определяются в инвойсах продавца, но при этом в платежных документах по оплате поставляемых товаров отсылки на инвойсы, спецификации нет, соответственно, соотнести данный платежный документ с оплатой оцениваемого товара не представляется возможным, и такой документ не может рассматриваться в качестве подтверждения оплаты поставляемых товаров.

При декларировании товаров взаимосвязанными лицами сам факт наличия взаимосвязи не является признаком заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, но наличие обстоятельств, говорящих об отклонении стоимости декларируемых товаров от стоимости идентичных/однородных товаров, может указывать на влияние взаимосвязи на цену товара и, как следствие, величину таможенной стоимости. Декларант обязан указывать в декларации таможенной стоимости наличие взаимосвязи между продавцом и покупателем и проставить в графе 7 ДТС проверочные величины, подтверждающие отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки с ввозимыми товарами. Но когда такие сделки имеют место, как правило, эти компании осуществляют ввоз товаров только в адрес своего лица, взаимосвязанного, а продажи иным лицам, не являющимся взаимосвязанными с продавцом, не осуществляются. Поэтому проверочные величины в сравнении с ценой на идентичные товары у декларанта отсутствуют, он их не может предоставить. С другой стороны, есть однородные товары, которые коммерчески взаимозаменяемы, могут выполнять те же функции и т. д., однако декларант может также не иметь информацию о таких товарах ввиду коммерческой тайны. Но таможенные органы такой информацией располагают в силу своих полномочий, и наличие отклонения заявленной стоимости оцениваемых товаров от таможенной стоимости однородных товаров указывает на возможное заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости с точки зрения влияния взаимосвязи на стоимость сделки, следовательно, первый метод неприменим. В таких случаях декларант может принять меры, направленные на устранение этих признаков, представив документы, информацию, раскрывающие ценообразование данных товаров.

Хотел бы обратить внимание на положения пункта 5 статьи 39 ТК ЕАЭС: декларант обязан подтвердить, что фактически уплаченная или подлежащая уплате цена за ввозимый товар была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи сторон сделки, в том числе посредством раскрытия информации о ценообразовании. При наличии взаимосвязи применяется особый порядок контроля таможенной стоимости — бремя доказывания отсутствия влияния взаимосвязи лежит на декларанте. Аналогичные положения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (п. 20). Когда проверочные величины по отношению к идентичным или однородным товарам у декларанта отсутствуют, проверка отсутствия влияния взаимосвязи на ценообразование осуществляется в соответствии с разделом IV правил, утвержденных решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)». Это декларант может осуществить представлением дополнительных документов и сведений, подтверждающих процесс ценообразования при импорте товаров от изготовителя до получателя. В рамках дополнительной проверки декларант вполне может такие документы собрать и представить — поскольку лица взаимосвязаны, между ними нет никаких коммерческих тайн и продавец-изготовитель может предоставить данную информацию своему контрагенту. При наличии посредников вне таможенной территории Союза, которые осуществляют определенные операции в отношении товаров, связанные с их продажей и ввозом на территорию РФ, должна быть раскрыта вся цепочка движения товаров, перехода прав владения/пользования/распоряжения товарами и добавленная стоимость на каждом этапе перехода указанных прав, поскольку все лица, участвующие в такой цепочки, исходя из экономического смысла, должны извлекать какую-то прибыль, покрывать свои расходы, то есть добавленная стоимость должна быть разумной и обоснованной. Если декларант такие документы о цепочке движения товаров от изготовителя до покупателя, где будет раскрыто ценообразование, то есть себестоимость производства, представит и они будут поддаваться логическому объяснению, отсутствие влияния взаимосвязи на цену сделки может быть подтверждено, и заявленная таможенной стоимость должна быть принята таможенным органом по первому методу при отсутствии иных обстоятельств, препятствующих его применению.

Обращаю внимание: взаимосвязь — значимый признак, но есть еще ряд ограничений к применению первого метода, в том числе могут быть выявлены признаки недостоверности в структуре таможенной стоимости, при проверке которой могут возникать вопросы по ее определению и документальному подтверждению. Признаки недостоверности заявленных сведений в части структуры таможенной стоимости довольно часто встречаются на практике. Например, в ходе дополнительных проверок возникают вопросы в связи с распределением суммы расходов по транспортировке товаров до и после прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Первый случай: расстояние от места отправления до места прибытия кратно больше, чем расстояние транспортировки товаров по таможенной территории Союза после прибытия до места назначения, при этом расходы распределены не пропорционально километражу. Вторая ситуация: при мультимодальных перевозках в отношении товаров до места прибытия осуществляются операции по перегрузке, при этом расходы распределены пропорционально километражу. Но мы все понимаем, что, исходя из различных видов транспортировки, осуществления операций по погрузке-разгрузке, это дополнительные расходы, и, исходя из экономического смысла, расходы в таком случае не могут быть распределены пропорционально километражу транспортировки товаров до места прибытия, по логике, сумма должна быть больше. Чтобы избежать вопросов, таможенному органу необходимо представить документы, в частности договор на перевозку/ транспортировку (если он до декларирования не был размещен в электронном архиве декларанта), счет на оплату с подтверждением операций, осуществляемых с товарами (транспортировка морским видом транспорта, потом — автомобильным, операции в порту по выгрузке/погрузке), где обозначены эти расходы. Если все это будет содержаться в документах и суммы логически обоснованы с точки зрения расходов на данные операции, можно рассчитывать, что у таможенного органа вопросов не возникнет. Также встречаются случаи, когда в организации перевозки товаров присутствует экспедитор, и у таможенного органа нередко возникает вопрос относительно маржи экспедитора. Ведь очевидно, что экспедитор, оказывая услуги декларанту, извлекает определенную прибыль, закладывает маржу, которая должна быть в счете. Если она отдельно не отражена, возникает вопрос, где эта сумма расходов — в расходах до прибытия или после прибытия или декларант распределил ее пополам либо пропорционально расстоянию. Позиция ФТС по этому вопросу, поддержанная решениями судов, состоит в том, что маржа экспедитора не подлежит распределению по территориальному признаку: она включается в полном объеме в расходы, связанные с транспортировкой/перевозкой товаров до места прибытия на таможенную территорию Союза. На практике, особенно в ходе таможенного контроля после выпуска, таможенные органы запрашивают документы и у экспедитора, и у перевозчика и сопоставляют их. Перевозчики представляют документы, из которых следует, что никакие распределения расходов до места прибытия и после прибытия на таможенную территорию не осуществлялись и счета выставлялись одной суммой на оплату таких расходов. При этом экспедитор, выставляя счет декларанту, такие расходы распределяет по своему усмотрению. Для того чтобы таможенный орган при проверке деклараций не усматривал признаков заявления недостоверных сведений, декларанту при заключении договора с экспедитором либо непосредственно с перевозчиком нужно четко определять в договорах на перевозку/транспортировку товаров, какие документы должны быть представлены с разбивкой в договоре, актах на выполнение услуг, счетах, спецификациях к этим договорам, какие операции предполагается выполнять, их стоимость и т. д. Если такие документы, указанные в графе 44 ДТ, будут заранее размещены в электронном архиве декларанта, то при декларировании признаки заявления недостоверных сведений не будут усматриваться и дополнительную проверку не назначат. Таким образом, можно заранее предусмотреть риски и минимизировать их посредством отражения необходимых сведений в документах.

Кроме того, часто встречаются случаи представления рамочных контрактов, которые не содержат сведений о цене сделки, есть только отсылка на иные документы, в частности на спецификации. При этом при декларировании спецификации не представлены, только инвойсы. Получается, что покупатель готов оплатить любые товары, которые продавец отправит, выставив счет, — с одной стороны, что-то похожее на оферту, акцепт, с другой стороны, существенные условия внешнеторговой сделки отсутствуют. В таких случаях сотрудник таможенного органа задает вопросы с точки зрения подтверждения стоимости, предмета сделки, количественных и стоимостных характеристик товаров и т. д. Декларант поясняет: «у нас есть счет, мы оплатили цену». Но исходя из пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, где говорится, что «таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними», для применения первого метода нужен документ, отражающий внешнеторговую сделку, то есть договор — соглашение двух сторон. А в рамочном контракте на одной странице имеется лишь отсылка на инвойсы, но инвойс — это счет на оплату, в нем мало информации — только краткое описание товара и стоимость для оплаты покупателем. При этом счет не подписывается покупателем — это односторонний документ. В этом случае возникает вопрос: имеет ли место сделка с точки зрения определения количества товара, стоимости на ассортиментном уровне, других характеристик, которые влияют на ценообразование? Ведь согласно подпунктам 10, 11 статьи 38 ТК ЕАЭС «таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации». Поэтому, чтобы при декларировании не доводить дело до дополнительной проверки, рекомендуем представлять таможенным органам документы, содержащие полные сведения о декларируемых товарах, где и предмет контракта определен, и есть подтверждение того, что это волеизъявление двух сторон по сделке. Если документы правильно оформлены, содержат полные сведения, а также представлены документы, не имеющие прямого отношения к сделке, но связанные с ввозом товаров (экспортные декларации, иные документы, применяемые в практике взаимодействия хозяйствующих субъектов), можно рассчитывать, что у таможенного органа вопросов по подтверждению таможенной стоимости не возникнет и будет принято решение о выпуске товаров.

Что касается лицензионных платежей, это отдельный сложный вопрос, по которому выпущены рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии (рекомендации Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» и от 28.08.2018 № 15 «О внесении изменений в Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары. — Прим. ред.). В данных рекомендациях приведены примеры, в каких случаях роялти включаются в таможенную стоимость, в каких не включаются. Также можно руководствоваться разъяснениями Минфина России, которые размещены в справочных правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант». Таможенные органы учитывают эти документы, а также судебную практику при принятии решений по такому сложному вопросу, как роялти.

В заключение отвечу на поступившие вопросы:

1. Можно ли разбивать страховую премию до и после границы для включения в таможенную стоимость?

Страховая премия не подлежит разделению по территориальному признаку, поскольку наступление рисков может быть как до, так и после прибытия на таможенную территорию Союза, и если такие риски наступят до прибытия, то страховая сумма, определенная в договоре, должна быть возмещена, поэтому она подлежит включению в таможенную стоимость в полном объеме. В системах «Консультант плюс» и «Гарант» есть разъяснения Минфина России на этот счет.

2. Когда получатель является взаимосвязанной компанией с отправителем, то, если в поставке 1000 товаров, достаточно ли указать в графе 7 проверочную величину только на один самый дорогой товар как подтверждение отсутствия влияния взаимосвязи на цену?

Определяется таможенная стоимость каждого товара, и по разным методам. При большом ассортименте на часть товаров взаимо связь может влиять, на часть — не влиять. Поэтому проверочные величины при их наличии нужно указывать в отношении каждого товара. При наличии значительного отличия цены, если декларант не представит проверочные величины, таможенным органом должно приниматься решение об определении таможенной стоимости не по первому методу.

3. Как включать в таможенную стоимость транспортные услуги, если счет выставлен в инвалюте, а оплата была в рублях до подачи ДТ?

В 2022 г. возникли сложности с этим, казалось бы, простым вопросом, что связано с разными позициями Евразийской экономической комиссии и Минфина России. По мнению ЕЭК, независимо от того, состоялся акт оплаты расходов на транспортировку, страховку до прибытия товаров на таможенную территорию Союза, то есть до декларирования, либо не состоялся, для целей определения таможенной стоимости всегда нужно проставлять сумму в валюте, указанной в счете, переведенную на дату регистрации ДТ (решение Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 160. — Прим. ред.). Минфин же в ответ на обращение участника ВЭД высказал иную позицию: если факт оплаты состоялся, нужно указывать сумму фактически понесенных расходов, то есть уже в рублях, и курс для перерасчета нет необходимости использовать (письмо Минфина России от 17.06.2022 № 27-01-21/57523. — Прим. ред.). Таким образом, пока дилемма окончательно не разрешена. Мы данный вопрос проработаем с ЕЭК и Минфином, а также выясним мнение других государств Союза, и результат будет доведен до всех заинтересованных лиц.

Стенограмма выступления на вебинаре ФТС России

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

Прежде всего хотел бы напомнить, что в сфере таможенной стоимости товаров появились новые форматы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД. Во-первых, это консультирование в рамках приказа Минфина России от 18.07.2022 № 110н «Об установлении порядка проведения консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров в Российскую Федерацию, соответствующей статьям 41 и 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». Правда, практика показывает, что некоторые участники ВЭД невнимательно изучили данный нормативный акт, у них все перепуталось. Согласно этому документу, консультирование осуществляется лишь при определении таможенной стоимости товаров по второму и третьему методу и при двух условиях: товар уже ввезен на таможенную территорию и в отношении товара отсутствует ценовая информация для определения стоимости по первому методу. При наличии этих условий таможенный орган в течение 7 дней (учитывая, что товар уже находится на таможенной территории) через «Личный кабинет участника ВЭД» предоставляет заявителю ценовую информацию об идентичных и однородных товарах. Поскольку при этом используется электронный архив декларанта, результат консультации будет доступен таможенному инспектору при декларировании. Вторая новация — возможность декларанта получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, порядок которого утвержден приказом Минфина России от 18.07.2022 № 111н, вступившим в силу 20 ноября 2022 г. Такое предварительное решение принимается только ФТС России, и лишь в тех случаях, когда имеется лицензионный договор и, по мнению декларанта, лицензионные платежи не подлежат включению в таможенную стоимость. Данная услуга внедрена для оказания помощи участникам ВЭД в устранении сомнений по этому вопросу, так как он достаточно сложный. Необходимые документы размещаются в электронном архиве декларанта, и в течение 30 дней выдается предварительное решение, срок действия которого зависит от лицензионного соглашения и контракта: если в них вносятся изменения, его действие может быть прекращено.

Отдельно остановлюсь на обстоятельствах, при которых не назначается дополнительная проверка. В пункте 5 решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 (в ред. от 11.01.2022 № 9) «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» перечислены признаки недостоверного определения таможенной стоимости, а пунктом 6 установлено, что они не рассматриваются в качестве таковых при наличии следующих обстоятельств: ввозятся идентичные товары в рамках одного контракта при неизменных условиях сделки и дополнительной проверкой подтверждена достоверность таможенной стоимости. При соблюдении этих условий в отношении последующих поставок в течение 180 дней таможенный орган не назначает дополнительную проверку. Здесь главное — правильно заполнить графу 44 ДТ: под кодом 0931 нужно указать номер декларации и порядковый номер товара в ДТ, по которой ранее была проведена дополнительная проверка и подтверждена достоверность таможенной стоимости.

Еще хотел бы обратить внимание на особенности ситуаций, при которых декларант получает право на отложенное определение таможенной стоимости. Таких ситуаций всего четыре, и они перечислены в решении Коллегии ЕЭК от 19.06.2018 № 103 (в ред. от 6.04.2021 № 42) «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров». В любом из этих четырех случаев данная процедура применима, когда таможенная стоимость может быть определена только по первому методу и все ее элементы документально подтверждены.

В заключение отвечу на поступившие вопросы:

1. Применяется ли процедура отложенного определения таможенной стоимости, если сам товар не биржевой, но состоит из компонентов, стоимость которых определяется на бирже (например, руда, состоящая из никеля, меди)?

Это допустимо, если цена товара на момент декларирования неизвестна, поскольку зависит от цены на элементы в товаре, и во внешнеэкономическом договоре установлен порядок расчета окончательной цены товара, то есть здесь главное — в договоре должно быть четко прописано, как цена определяется после выпуска.

2. Как определять таможенную стоимость товара в рамках параллельного импорта?

Для меня этот вопрос звучит несколько странно. Здесь применяются те же правила, никаких исключений нет. Хотя мы понимаем, что в условиях санкций у участников ВЭД появляются посредники за пределами Союза: де-юре это дополнительные внешнеторговые сделки, и участник ВЭД несет дополнительные расходы, оказывающие влияние на окончательную величину таможенной стоимости. Но таможенная стоимость определяется в общеустановленном порядке в соответствии со статьями 39–40 Таможенного кодекса ЕАЭС и решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)». Ее основой является та внешнеторговая сделка, по которой товары ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС, то есть пересекают таможенную границу. Например, если продавец № 1 — нерезидент — продал товар покупателю № 2 — нерезиденту, а уже покупатель № 2 продал товар покупателю — резиденту РФ, то эта вторая сделка является внешнеторговой, на основании которой определяется таможенная стоимость, если применяется первый метод.

Стенограмма выступления на онлайн-конференции, проведенной Общественным советом при Федеральной таможенной службе 7 декабря 2022 г.

К СВЕДЕНИЮ

Федеральная таможенная служба дала разъяснения о включении в таможенную стоимость товаров транспортных расходов в случаях, когда счет на оплату транспортных услуг выставлен в иностранной валюте, а оплата за указанные услуги осуществлена в рублях до подачи декларации на товары

При определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку, погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, а также проведение иных операций, связанных с их транспортировкой до места прибытия (пп. 4, 5 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС). Величина расходов по перевозке указывается в графе 17 декларации таможенной стоимости (ДТС) в валюте государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары (п. 29, 30 решения Коллегии ЕЭК от 16 октября 2018 г. № 160). В графе «*» ДТС-1 указываются сведения о пересчете подлежащих указанию в графах 13–23 величин, указанных в коммерческих и иных документах в иностранной валюте, в валюту государства-члена, таможенному органу которого подается ДТ (п. 38 решения Коллегии ЕЭК № 160). Таким образом, если в коммерческих документах (счет-фактуре, инвойсе) стоимость перевозки/транспортировки указана в иностранной валюте, то требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена. При этом пересчет необходимо произвести по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством этого государства-члена, действующему на день регистрации таможенным органом ДТ (п. 8 ст. 38 ТК ЕАЭС), а в случаях выпуска товаров до подачи ДТ — на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи ДТ. Согласно пп. 15 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, «коммерческие документы» — это документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС [счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы]. При этом с учетом изложенных выше норм под иными документами следует понимать документы, подтверждающие совершение сделки и на основании которых осуществляется перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, к которым банковские, платежные документы не относятся. Фактическое исполнение обязательств по договору (в части соблюдения условия подтверждения цены) подтверждается счетом (инвойсом) и банковскими платежными документами. При этом счет является первичным документом по отношению к банковским платежным документам. Согласно ст. 169 Налогового кодекса РФ, именно в счете-фактуре, который выставляется при реализации товаров/работ/услуг, должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту); стоимость товаров/работ/услуг за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг). При этом суммы, указываемые в счет-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте (валюта цены). Сторонами сделки могут быть определены такие условия, когда товары/работы/услуги могут быть оплачены в валюте, отличной от валюты счета-фактуры (валюта платежа), и используется соответствующий курс пересчета валюты цены в валюту платежа. При этом важно учитывать, что оплата товаров/работ/услуг в валюте платежа, отличной от валюты счета, и использование в таком случае соответствующего курса пересчета валюты цены в валюту платежа не влекут за собой изменений цены (тарифа) товаров/работ/услуг, указанной в счете-фактуре.

Источник: ФТС России

Язык статьи:
Действия с выбранными: