С 1 марта 2025 г. вступил в силу порядок периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям для предприятий, работающих с отходами. Однако многие компании столкнулись с невозможностью предоставить весь необходимый пакет документов, в том числе на объекты капитального строительства.
Так, в деле № А19–7927 / 2025 арендатор полигона ТБО не смог подтвердить наличие соответствующих правоустанавливающих документов. Управление Росприроднадзора приостановило лицензию. В суде компания просила принять обеспечительные меры и временно остановить действие приказа.
Арбитражный суд Иркутской области учел потенциальные последствия — невозможность вывозить отходы, риски ЧС. В итоге действие приказа Росприроднадзора приостановлено. Суд указал: «Невывоз отходов ТБО в течение неопределенного периода времени может негативно повлиять на жизнь и здоровье населения <…>. Скопление мусора на контейнерных площадках вследствие его невывоза создает угрозу негативных последствий и причинения значительного ущерба интересам населения <…> …»
Другой блок споров связан с тем, можно ли учитывать в нормативе утилизации отходы, не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В деле № 8А-18718 / 2024 пивоваренная компания собирала и утилизировала бой стеклянных бутылок, но Росприроднадзор отказался засчитывать этот объем, сославшись на отсутствие соответствующего кода в ФККО.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не поддержал надзорное ведомство. По мнению суда, формальный подход противоречит целям РОП — фактическая утилизация отходов имеет приоритет перед отчетными формальностями. В решении прямо указано: «…императивных норм, обязывающих производителей использовать исключительно коды ФККО при выполнении нормативов утилизации, не установлено».
С 2024 года изменился порядок расчета экосбора. Для упаковки ставка сбора умножается на разницу между общей массой и массой использованного вторсырья. Но как подтвердить процент вторичного сырья?