Пивная продукция является востребованной на рынке, следовательно, контроль в этой отрасли крайне важен. Маркировка защищает рынок от нечестной конкуренции, потому что всем его участникам приходится соблюдать ряд стандартов в производстве и нет возможности их игнорировать. Более того, маркировка выводит продавцов из теневой экономики и избавляет от контрафактной продукции. За счет этих факторов для легальных производителей существует ряд весомых выгод, таких как:
1) рост выручки и повышение конкурентоспособности «белого бизнеса»;
2) оптимизация процессов и снижение издержек;
3) доступ к данным о движении продукции по логистической цепи.
Для понимания всей остроты ситуации нужно обратиться к цифрам. По оценкам экспертов, количество нелегальной продукции в 2021 году на рынке составило порядка 14%, а это, в свою очередь, приводит к потерям бюджета — до 30 млрд руб. в год. Также стоит отметить, что до недавнего времени этот процент составлял всего 5,2. Помимо потерь бюджета для государства из-за недобора платежей по акцизу на пиво, также деньги теряют и честные производители. Обычные потребители тоже подвергаются рискам, так как могут употребить некачественную продукцию, которая не соответствует стандартам. Из этого следует вывод, что решение нужно принимать оперативно. На сегодняшний день активно проводится эксперимент по маркировке пива для устранения вышеперечисленных проблем.
Основная цель эксперимента заключается в том, чтобы протестировать всю цепочку движения маркированного товара от производства до выбытия на кассе. Он состоит из нескольких этапов:
1 апреля 2021 года — начало проведения эксперимента по маркировке пива. Сегодня проект находится в активной стадии и включает в себя 239 участников.
31 августа 2022 года — завершение эксперимента по маркировке пива.
Дата введения обязательной маркировки пива будет определена Правительством РФ по результатам проведенного эксперимента.
Эффективность маркировки подтверждается и тем, что в товарных группах, где она уже внедрена, количество нарушений в производстве, а также объем теневого рынка стали значительно меньше. Маркировке подлежит обширный перечень продукции, такой как: вода, молоко, лекарства, табак, БАДы, шины и покрышки, обувные товары, фотоаппараты, шубы, антисептики и др.