Сторонники точной реставрации считают, что здания с обновленными фасадами и интерьерами, может быть, и смотрятся хорошо, но теряют шарм и харизму, утрачивают авторскую идею. Вроде и объем тот же, и конструктивные элементы, и лепнина скрупулезно восстановлена, но… все равно это уже новое прочтение, новая история и новый подход.
Особенно остро вопрос о принципах реставрации встает, когда речь заходит о культурном символе государства, памятнике мирового масштаба, привлекающем сотни тысяч туристов. Нотр-Дам-де-Пари, знаменитый католический храм французской столицы, является знаковым творением. Безусловно, это не единственный шедевр своей эпохи, можно насчитать еще, по крайней мере, с десяток сопоставимых по значению построек (к примеру, Реймсский собор), но все же ценность Нотр-Дама как символа и культурного центра очень велика.
По последним сообщениям, пожар не задел главный конструктив здания, сохранились и читаются основные элементы каркаса, стены, одна из крупнейших готических роз в Европе и многое другое. Был утерян шпиль, который, строго говоря, не является историческим, — он появился в ходе реставрации XIX века. И даже орган, пострадавший в большей степени не из-за пожара, а из-за попавшей в него воды, поддается восстановлению.
То есть восстановить Нотр-Дам возможно, но вопрос в том, по какому пути должно пойти восстановление? На мой взгляд, существуют два варианта. Первый: объект стоит укрепить и музеефицировать в текущем виде. Это мемориальный памятник, прошедший через несколько эпох. Все, что с ним происходит, и есть живая история. Наличие некоторых повреждений проблемой, в принципе, не является. Ведь при должном подходе даже руины могут стать центром притяжения, не уступая отреставрированному объекту. К тому же если следовать Венецианской хартии реставраторов, то потребуется найти материалы, из которых здание строилось первоначально, а сегодня это практически невозможно.
Еще один момент, о котором мы уже упоминали, — это ощущение некоего «обмана» при детальном восстановлении. Можно состарить дерево, камень и многое другое, сделать стены и своды максимально похожими на исторические. Но все равно с точки зрения исторического наследия — это уловка.