Одним из основных показателей эффективности государственного и муниципального контроля сегодня становится не количество проведенных контрольных мероприятий и собранных штрафов, а «умный контроль», основанный на профилактике, риск-ориентированном подходе, цифровизации, дистанционном мониторинге в работе контрольно-надзорных органов. Законодатель предложил уйти от системы плановых проверок к системе постоянного мониторинга рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, стимулирования контролируемых лиц к добросовестному соблюдению обязательных требований (ст. 8, 22 Закона № 248 ФЗ).
Принципы государственного контроля
Основной новеллой Закона № 248 ФЗ, меняющей правила и порядок государственного контроля, является глава 2, в которой определены восемь принципов государственного контроля (надзора), в их числе: стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля.
Риск-ориентированный подход
Закон закрепил новую модель рискориентированного подхода, в рамках которой выбранное проверяющими контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Он устанавливает прямой запрет на установление ключевых показателей качества и эффективности контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий, выявленных нарушений, контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц (ч. 7 ст. 30 Закона № 248 ФЗ).
Система управления рисками
Введены системы управления рисками. В главе 5 определен порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Статья 23 Закона 248 ФЗ выделяет 6 категорий риска причинения вреда (от низкого до чрезвычайно высокого) и индикаторы нарушения обязательных требований.