По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как коллекционеру правильно ориентироваться на современном арт-рынке

Татьяна Стискина искусствовед и арт-консультант

Сейчас арт-рынок находится на переломном этапе вхождения в новую эру, когда происходит глобальное переосмысление понятия арт-бизнеса. Пандемия выступила катализатором основных переломных сдвигов на рынке искусства: игроки рынка стали осваивать онлайн- и диджитал-инструменты, которые, в свою очередь, внесли свои изменения в модель экономики арт-рынка.

Несмотря на то что кажется, что покупатель и художник не нуждаются в посреднике, художнику важно иметь привязку к галерее для создания портфолио и трек-рекорда, для которых важны публичные мероприятия. Однако если аукцион проводить через Интернет можно, как и другие продажи, то для галерей полный уход в Интернет невозможен. Они всегда предполагают не только покупку условной картины, но и элемент живого погружения в арт-среду. Поэтому здесь гибридный формат всегда будет с перевесом в сторону офлайна. Продажа искусства — одна из сфер, ориентированных на личное общение и взаимодействие участников. И это важный момент, который стоит уяснить начинающему коллекционеру и инвестору.

Из-за невозможности проводить очные торги и закрытия основных офлайн-пространств — ярмарок, аукционов, музеев, галерей и выставочных домов — продажа предметов искусства стала вынужденно активно развиваться в онлайне. Вследствие большей доступности и открытости онлайн-торгов, порог входа в которые оказался достаточно низким по сравнению со стартовыми ценами офлайн-торгов, на рынке искусства стали появляться новые, более демократизированные игроки. С другой стороны, онлайн-продажа предметов искусства стала спасением для художников, для которых это единственный способ заработка.

Вопрос бюджета является немаловажным, когда заходит речь о приобретении произведения искусства. Может показаться, что к покупке искусства нужно заблаговременно финансово готовиться, но это имеет смысл, если основная цель — инвестиции в искусство. Если хочется начать коллекционировать, то первую работу в ценовом диапазоне от $150 можно присмотреть в онлайне, например в онлайн-галереях или в поп-апах. Перед покупкой опытный коллекционер всегда запрашивает документацию, подтверждающую подлинность, провенанс картины и ее выставочную историю, особенно если речь идет о сделках на внушительные суммы с антиквариатом или художниками советского и постсоветского периода. Когда речь идет о покупке старого классического искусства при невозможности личного просмотра произведения, покупатель часто отправляет своего арт-консультанта оценить предмет вживую. Но во время пандемии крупные сделки совершались только на основе документации и фотографий высокого разрешения.

Для Цитирования:
Татьяна Стискина, Как коллекционеру правильно ориентироваться на современном арт-рынке. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала