Каждый мало-мальски публичный художник хотя бы раз получал словесную оплеуху. Что делать? Как реагировать? Обижаться, благодарить за мнение или игнорировать? Статья Екатерины Осипович, художника и автора арт-блога paintingrussia.com, будет полезна не только причастным к искусству, но и всем тяжело переживающим замечания со стороны специалистов или чаще «специалистов».
Существует два основных вида критики:
Такую критику принято называть «конструктивной». Человек с отеческой заботой дает Вам полезные рекомендации по техникам, использовании материалов и т.д., не забывая при этом сказать и о достоинствах Вашей картины. Если это Ваш преподаватель, он за это деньги получает, Вы за тем к нему и пришли, поэтому дуться — самая бессмысленная реакция. А если это незнакомый человек или приятель — посмотрите, что за птица. Действительно ли художественный уровень непрошенного наставника выше Вашего? Или это просто осторожная попытка самоутвердиться?
Чего нет в конструктивной критике? Оскорблений, перехода на личности, советов «хоть немного поучиться», а если уже учились, то «смириться с отсутствием таланта» и так далее. Это грязные приемчики из арсенала другой категории граждан, о которой мы поговорим ниже.
Кто так делает? По Фрейду это люди с реализованным анальным вектором (это не ругательство, а термин из векторной психологии). Они обожают поучать, и из них получаются отличные педагоги.
Как реагировать? Полезную критику более умелых художников (да, такие есть всегда, придется с этим смириться!) принимайте с благодарностью, но «фильтруя» советы. У каждого свой путь, одно дело — указывать на серьезные ошибки, и совсем другое — пытаться перекроить младшего коллегу на свой манер. Только Вам решать, каким советам следовать, а каким нет.
Неуверенные в себе люди стремятся привлечь к себе внимание, часто неосознанно, чтобы доказать миру свою значимость. Они брызжут слюной и злопыхают по поводу и без, даже могут в разных ситуациях высказывать противоположные мнения. Просто чтобы ввернуть свое веское слово и позлить художника. Зайдите на страничку такого критикана и убедитесь в бездарности (а скорее даже полном отсутствии!) его работ. Знаете, почему так всегда бывает? Потому что все великие тем временем знай себе пописывают очередной шедевр. Они создают, а не разрушают. Недавно мне привели такой пример: маленькие собаки всегда громче всех лают, большие же смотрят с достоинством и проходят мимо. Заметьте, что в реальной жизни этих забияк не видно-не слышно, а вот в виртуальном пространстве они чувствуют себя как рыбы в воде.