По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как художники продавали свои работы в СССР?

Литература:

1. Катя Карцева. Жизнь художника в СССР (из воспоминаний Лысенко Л.А.) — 2011. — https://artandyou.ru/opinion/zhizn_hudojnika_v_sssr_iz_l_a/

2. Екатерина Алленова, Александр Извеков, Александра Кириллова, Мария Кравцова, Анна Матвеева. Топ-5 западных коллекционеров советского неофициального искусства. — АРТГИД, 2016. — https://artguide.com/posts/1142

3. Марина Волчкова. Газета «Суть времени», №7. — 5 декабря 2012

4. Екатерина Алленова, Александр Извеков, Александра Кириллова, Мария Кравцова, Анна Матвеева. Топ-5 западных коллекционеров советского неофициального искусства. АРТГИД, 2016. — https://artguide.com/posts/1142

5. Евгений Коган. «Я уезжала с десятком картин под мышкой, но не понимала, что собираю коллекцию». ПАКИТА ЭСКОФЕ МИРО: ОТ FIGURATION LIBRE К ЛЕНИНГРАДУ 80-Х. — https://www.colta.ru/articles/art/24120-pakita-eskofe-miro-bolshoe-intervyu

6. Ксения Воротынцева. Газета «Культура». Выставки. Коллекционер Пьер-Кристиан Броше: «Российских молодых художников за рубежом совершенно не знают»

7. Елена Якунина. Искусство без рынка. — Искусство, № 2 (526) / 2003

1. Katya Kartseva. The Life of an Artist in the USSR (from the memoirs of L.A. Lysenko). — 2011. https://artandyou.ru/opinion/zhizn_hudojnika_v_sssr_iz_l_a/

2. Ekaterina Allenova, Aleksandr Izvekov, Aleksandra Kirillova, Mariya Kravtsova, Anna Matveeva. Top 5 Western Collectors of Soviet Unofficial Art. — ARTGUIDE, 2016. — https://artguide.com/posts/1142

3. Marina Volchkova. Newspaper «Essence of Time», №7. — December 5, 2012

4. Ekaterina Allenova, Aleksandr Izvekov, Aleksandra Kirillova, Mariya Kravtsova, Anna Matveeva. Top 5 Western Collectors of Soviet Unofficial Art. — ARTGUIDE, 2016. — https://artguide.com/posts/1142

5. Evgeniy Kogan. “I left with a dozen pictures under my arm, but did not realize that I was collecting.” PAQUITA ESCOFET MIRO: FROM FIGURATION LIBRE TO LENINGRAD IN THE 80'S. https://www.colta.ru/articles/art/24120-pakita-eskofe-miro-bolshoe-intervyu

6. Kseniya Vorotyntseva. Newspaper “Kultura”. Exhibitions. Collector Pierre Christian Brochet: “Russian Young Artists Are Completely Unknown Abroad”

7. Elena Yakunina. Art without the Market. — Art, №2 (526) / 2003

В советское время рыночные отношения в системе искусства строго контролировала государственная монополия. Арт-рынок основывался исключительно на государственных закупках у официально признанных художников с последующим распределением этих произведений по выставочным залам, музеям, государственным официальным ведомствам. Однако с 60-х годов влияние неофициальных художников становится настолько мощным, что государственный аппарат вынужден реагировать на развитие художников авангарда. Катализатором возросшего сопротивления государства деятельности неофициальных художников стала выставка 1962 года в Манеже в Москве «30 лет МОСХа». Скандал, устроенный первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым, привел к разделению современного искусства на официально признанное и подпольное.

Начиная с 50-х годов в СССР наряду с официально действующей системой оплаты работы художников получила развитие неофициальная рыночная система, обладающая своими специфическими чертами. Художникам, которые не состояли в союзе художников СССР, запрещалось показывать и тем более продавать свои работы. Художники, которые отказались работать в утвержденном формате социалистического реализма, попали в своего рода «андеграунд». Государство не признавало их искусство и таким образом все взаимодействия художников с коллекционерами оставались вне закона. Неофициальное искусство в СССР в 50-80-е годы собирали близкие друзья художников, представители интеллигенции.

В 1957 году был создан Единый Союз художников СССР, он объединил региональные отделения Союзов художников. До этого главную роль занимал московский областной союз советских художников, основанный в 1932 году. Через Союз художников происходила закупка искусства и распределение заказов между художниками. Членство в Союзе художников позволяло авторам свободно работать в мастерских, которые предоставлялись государством, получать заказы на создание произведений, продавать свои работы в художественных салонах, давало социальные гарантии и позволяло регулярно участвовать в выставках. Для получения заказов художнику необходимо было устроиться на комбинат: живописного искусства, графического искусства, декоративно-прикладного искусства и т.д. Там художникам заказывали картины от фабрик, заводов, санаториев, домов культуры, шахт. Предприятиям выделялся бюджет на приобретение предметов искусства, который они должны были потратить в течение года. Однако даже на комбинатах заказы распределялись среди художников неравномерно. Комбинаты брали 48% от заказа. Стоимость материалов, использованных художником в работе над произведением: холста, красок, кистей, тоже вычиталась из его доли.

Для Цитирования:
Как художники продавали свои работы в СССР?. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: