В советское время рыночные отношения в системе искусства строго контролировала государственная монополия. Арт-рынок основывался исключительно на государственных закупках у официально признанных художников с последующим распределением этих произведений по выставочным залам, музеям, государственным официальным ведомствам. Однако с 60-х годов влияние неофициальных художников становится настолько мощным, что государственный аппарат вынужден реагировать на развитие художников авангарда. Катализатором возросшего сопротивления государства деятельности неофициальных художников стала выставка 1962 года в Манеже в Москве «30 лет МОСХа». Скандал, устроенный первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым, привел к разделению современного искусства на официально признанное и подпольное.
Начиная с 50-х годов в СССР наряду с официально действующей системой оплаты работы художников получила развитие неофициальная рыночная система, обладающая своими специфическими чертами. Художникам, которые не состояли в союзе художников СССР, запрещалось показывать и тем более продавать свои работы. Художники, которые отказались работать в утвержденном формате социалистического реализма, попали в своего рода «андеграунд». Государство не признавало их искусство и таким образом все взаимодействия художников с коллекционерами оставались вне закона. Неофициальное искусство в СССР в 50-80-е годы собирали близкие друзья художников, представители интеллигенции.
В 1957 году был создан Единый Союз художников СССР, он объединил региональные отделения Союзов художников. До этого главную роль занимал московский областной союз советских художников, основанный в 1932 году. Через Союз художников происходила закупка искусства и распределение заказов между художниками. Членство в Союзе художников позволяло авторам свободно работать в мастерских, которые предоставлялись государством, получать заказы на создание произведений, продавать свои работы в художественных салонах, давало социальные гарантии и позволяло регулярно участвовать в выставках. Для получения заказов художнику необходимо было устроиться на комбинат: живописного искусства, графического искусства, декоративно-прикладного искусства и т.д. Там художникам заказывали картины от фабрик, заводов, санаториев, домов культуры, шахт. Предприятиям выделялся бюджет на приобретение предметов искусства, который они должны были потратить в течение года. Однако даже на комбинатах заказы распределялись среди художников неравномерно. Комбинаты брали 48% от заказа. Стоимость материалов, использованных художником в работе над произведением: холста, красок, кистей, тоже вычиталась из его доли.