По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как избежать ошибок

Степанова Е. Н., начальник отдела рассмотрения жалоб в области таможенного дела Приволжского таможенного управления, в ходе расширенного заседания Общественно-консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД разъяснила особенности нового порядка ведомственного обжалования решений, действий, бездействия таможенных органов в сфере таможенного дела.

В настоящее время действует новый порядок досудебного урегулирования споров, установленный главой 51 нового Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сегодня я остановлюсь подробно на этом порядке, поскольку у многих лиц, работающих с таможенными органами, время от времени возникает мнение, что их права нарушены, и появляется желание подать жалобу. При этом многие допускают типичные ошибки, и я расскажу, как их избежать. Сразу оговорюсь, что речь не идет о нарушениях, связанных с ведением административных или уголовных дел.

Прежде чем принять решение о подаче жалобы, желательно понять, какое именно действие, бездействие или решение нарушает ваши права. Решения таможни изложены в документах, которые не всегда носят название «решение». Решение может быть формализовано в документах в том числе в виде проставления соответствующего штампа. Бездействие выражается в том, что в установленный таможенным законодательством срок таможенный орган не принимает решение или не совершает действие, которые обязан совершить в соответствии с таможенным законодательством. Для участника ВЭД важно, чтобы товар был помещен в установленный срок под таможенную процедуру (то есть предоставлена возможность распоряжаться товаром), не были излишне начислены платежи, к товару не были применены излишние запреты и ограничения, до декларирования были выданы правильные предварительные решения о классификации товаров по ТН ВЭД, мероприятия по таможенному контролю не повлекли необоснованных затрат. Соответственно, если возникли иные последствия, то можно обжаловать действия и решения таможенного органа, непосредственно явившиеся причиной неприятностей.

Не удалось зарегистрировать декларацию — обжалуем отказ в регистрации, товар не выпустили — обжалуем отказ в выпуске товара, товар не выпустили в установленный срок — обжалуем бездействие по выпуску товаров в срок. Если таможенный орган изменил классификационный код товара, что влияет на применение запретов и ограничений или начисление платежей, — оспариваем решение о классификации. Если в результате решения о классификации отказано в выпуске товаров — обжалуем также и отказ в выпуске товаров. Однако если у вас возникли затраты из-за применения форм таможенного контроля, можно обжаловать решения о проведении тех или иных форм таможенного контроля, но обращаю внимание на то, что проведение таможенного контроля — это право таможенного органа, корреспондирующее с обязанностью таможенного органа выполнять меры, предусмотренные профилями риска. И еще обратите внимание: акты, в которых отражаются результаты таможенного контроля, не порождают сами по себе правовых последствий для лиц, в связи с чем обжалованию подлежат решения в сфере таможенного дела, которые принимаются на основании анализа изложенной в актах информации. Уведомления об уплате таможенных платежей тоже могут быть предметами жалоб, но тогда в совокупности с решениями в сфере таможенного дела, на основании которых и произведено начисление таможенных платежей.

Для Цитирования:
Степанова, Как избежать ошибок. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: