Маркетплейсы растут количественно, растут качественно, растут финансово. О самой идее и разновидностях торговых агрегаторов мы писали в февральском номере журнала.
Ниже пойдет речь о практических шагах, которые предстоят владельцам интернет-магазинов, желающим расширить свое присутствие в Сети.
Перспективы роста маркетплейсов:
— расширение ассортимента товаров;
— вовлечение новых клиентов в интернет-покупки.
Помимо разделения на группы B2B, B2C и C2C, по своим возможностям маркетплейсы делятся на две группы:
1. Маркетплейсы с фулфилментом
В этом варианте интернет-магазин полностью делегирует свои функции маркетплейсу: сдает ему товар за процент, а маркетплейс берется товар хранить, принимать заказы клиентов, продавать и доставлять его самостоятельно, а также отвечать за возврат. Примеры: Wildberries, Ozon, «Беру!».
2. Маркетплейсы, работающие «под заказ»
Владелец товара (или производитель) держит товар у себя и поставляет (или изготавливает) его непосредственно при получении заказа. Когда заказ поступает, маркетплейс забирает его и доставляет клиенту. То есть маркетплейс в этом случае выступает как электронная площадка, информирующая о товаре (товар хранится у вас, а карточка товара публикуется на маркетплейсе). Примеры: AliExpress, goods.ru, MyShop.
Самые большие опасения интернет-магазина в начале работы с маркетплейсами — боязнь быть обманутыми и высокий процент за размещение.
Отсутствие первого гарантирует известность маркетплейса. Если бы Ozon или Wildberries занимались недостойными делами, их популярность не росла бы с такой скоростью.
Что касается стоимости размещения товара на маркетплейсе — у каждого из них свои условия. Описывать их здесь нет смысла. Интернет-магазин, помещая свой товар, например, на «Яндекс.Маркет», платит за клики (переход на сайт или телефон магазина), принимает участие в акциях, дает скидки на свой товар и т.п. Идти на условия размещения или нет — дело владельца интернет-магазина. Можно попробовать с варианта «под заказ».