В своем исследовании заместитель заведующего Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и стажер-исследователь Маргарита Кирюшина показали, что одна из главных причин гендерного разрыва в зарплатах — сегрегация по профилям обучения и отраслям занятости. Мужчины трудятся в более доходных сферах. Девушки нередко изначально выбирают образовательные программы для тех профессий, где экономическая отдача ниже.
Налицо парадокс: женщины получают меньше, хотя в целом они образованнее мужчин. Так, Россия лидирует по охвату женщин высшим образованием. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) за 2018 г., среди женщин 25–64 лет вузовское образование (в терминах документа, третичное) было у 63,5%. Для сравнения: средняя цифра по странам ОЭСР — 41%, G-20 — 33,2%. При этом среди россиян-мужчин университетский диплом имеет лишь половина.
Тем не менее, гендерный разрыв в зарплатах остаётся. Его также подробно исследовали для выпускников вузов и колледжей Маргарита Кирюшина и Виктор Рудаков. Особый акцент в работе делался на оценке вклада образования в гендерное неравенство. По итогам исследования получилось, что при контроле сферы занятости, образовательных и личных характеристик женщины зарабатывают на 18–20% меньше мужчин.
Однако для подвыборок с разным уровнем образования результаты дифференцируются. Меньше всего гендерный «штраф» касается работниц с дипломом вуза. Их зарплаты ниже, чем у мужчин с тем же уровнем образования, на 18%. В рабочих профессиях — с начальным профессиональным образованием (НПО) — ситуация явно хуже, зарплатный разрыв составляет уже 25%. А у специалистов среднего звена (среднее профессиональное образование — СПО) — 20%. Иными словами, для женщин выгоднее всего иметь высшее образование, поскольку это снижает гендерные «штрафы» на рынке труда.
По результатам исследования, гендерный разрыв в оплате труда варьируется по специальностям и сферам занятости. Однако важно и семейное положение респондентов. Выяснилось, что сотрудницы, состоящие в браке, проигрывают незамужним — реже попадают в категорию занятых. У мужчин же всё наоборот. Женатые трудоустроены чаще.