На основе собственного опыта реализации проектов и на основе опыта коллег, мы выделили четыре ключевых направления, или четыре основных вызова, работая с которыми организации не просто выживают, но и повышают свою эффективность, оптимизируя издержки и создавая новые конкурентные преимущества, позволяющие повышать прибыль компании и помогают развиваться в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Работа по этим направлениям является постоянной задачей менеджмента, и она начинается на стадии планирования бюджета на следующий период и продолжается во всей последующей операционной работе. Перечислю эти направления:
- дефицит персонала;
- снижение издержек;
- повышение прибыли;
- стремление быть первым на рынке.
Последний опыт погружения в проблематику логистики международных организаций, на примере крупнейшего ритейла Walmart1 позволил сделать вывод о том, что подобные вызовы не являются уникальными для России, и не только в нашей стране мы говорим про эти направления развития: они схожи для бизнеса в разных странах. Меняется только доля значимости того или иного направления — в зависимости от того, что сегодня наиболее важно и чему нужно уделить внимание именно сейчас. Так, в бизнес-романе «Тугая упаковка» [1] где описываются этапы революционного и глобального перехода сети на новые высокотехнологичные решения, рассматриваются те же вызовы, что стоят и перед российским бизнесом.
Таким образом, задача менеджера — увидеть это и выбрать правильный способ достижения цели, правильно распределив выделенные на эти цели денежные ресурсы, максимально эффективно их используя.
Способы, перечисленные ниже, родились не случайно. Они постепенно формировались с каждым новым проектом, подтверждались собственным опытом или опытом партнеров, выступлениями на форумах, конференциях и т. п.
Основной и стоящий на первом месте способ — управление вызовами за счет работы с персоналом.