По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Кадры высшей научной квалификации и человеческий капитал страны: исследование взаимозависимости

Александра Леонидовна Кекконен старший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, кандидат экономических наук, e-mail: ishkova@petrsu.ru
Людмила Владимировна Щёголева начальник отдела мониторинга кадров высшей научной квалификации Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, доктор технических наук, e-mail: schegoleva@petrsu.ru
Наталья Олеговна Шишкина студент кафедры прикладной математики и кибернетики Петрозаводского государственного университета

Литература:

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

2. Моисеев Р.С. К вопросу о теориях «человеческого» и «природного» капиталов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kftig.com/ publications/article1.htm.

3. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России [Электронный ресурс]. — URL: http://rustem-nureev. ru/wp-content/uploads/2011/01/333. pdf.

4. Human Development Report 1990. Concept and Measurement of human development Published for the United Nations Development Programme (UNDP). — New York Oxford: Oxford University Press, 1990. — 189 p.

В настоящее время анализ влияния российской системы подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров на инновационное развитие экономики, человеческого капитала ведётся только на качественном уровне. Для управления такой сложной системой необходимы формализованные описания, опирающиеся на модели и количественные оценки их параметров, позволяющие формировать прогностические траектории развития системы подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров с целевой функцией мультипликативного эффекта от её деятельности на развитие науки, экономики и человеческого капитала.

Научная проблема заключается в недостаточном развитии экономикоматематических моделей, описывающих влияние системы подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров на инновационное развитие экономики, человеческого капитала. Современное состояние системы подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров, сформированное в течение продолжительного периода своего существования, уже не отвечает вызовам ни научного сообщества, ни области образования, ни экономической сферы.

Модернизация системы подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров должна опираться на научное обоснование. Поэтому на повестке дня встаёт задача математического моделирования системы подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров в свете её модернизации и последующего мультипликативного эффекта на развитие науки, экономики и человеческого капитала.

Капитал (лат. capitalis — «главный») — в широком смысле всё, что способно приносить доход/ ресурсы, которые создают люди для производства товаров и услуг. В узком смысле — вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства [1]. Капитал — это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ.

К середине XX в. произошли значительные перемены в социальноэкономических формах взаимодействия человека и технологической базы производства. Это привело к переосмыслению всех экономических категорий и системы воспроизводства в целом. Методы экономического анализа совершенствовались, объект и предмет исследований были уточнены, а также разработаны новые разделы экономической теории, ускорялась дифференциация экономических наук.

Для Цитирования:
Александра Леонидовна Кекконен, Людмила Владимировна Щёголева, Наталья Олеговна Шишкина, Кадры высшей научной квалификации и человеческий капитал страны: исследование взаимозависимости. Ректор ВУЗа. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: