Труд исследуется многими науками, но прежде всего экономикой и социологией. Одна исследует его в аспекте подготовки субъектов труда и организации их деятельности, другая — с позиций социальных отношений, возникающих в связи с подготовкой этих субъектов и в трудовых процессах между ними, их группами и общностями. Причем первая рассматривает социальные стороны формирования и функционирования субъектов общественного труда преимущественно со стоимостной, а социология — с поведенческой точки зрения. Единство характера труда обусловливает органическую взаимодополняемость этих подходов.
Социальные аспекты проблемы человека труда в последние годы оказались в центре мирового внимания: наук, практиков, политиков. Специализированные международные организации регулярно разрабатывают их социальные показатели, в т. ч. индексы развития человеческого потенциала в подавляющем большинстве стран мира. Социология и экономика рефлексируют проблемы трудового человека с разных и по большинству аспектов взаимосвязанных позиций. Обе они предполагают выявление возможностей человека в социально-экономическом развитии социума или его таксона. Но сверхзадачей социологии является познание того, как человек воспроизводит в труде свою социальную, в том числе социально-профессиональную субъектность, тогда как сугубым интересом экономики остается человеческий потенциал эффективности труда и порождаемой им экономической деятельности.
Если экономическую совокупность возможностей человека труда составляют физическая, интеллектуальная, социально-психологическая, социальная, — в широком смысле социальная, — стороны его потенциала, то социологическую эти же стороны, но в обратном порядке их значимости, факторального влияния. Причем это касается и такого компонента факторальности, как социально-профессиональный потенциал человека.
Чтобы использовать инновационные технологии в целях повышения эффективности его труда, современный работник должен обладать интеллектом, составные которого — ум, знания, трудовая мораль и т. д., — являются переменными уровня его социального развития, но этого мало. Равно как и профессиональноквалификационной подготовленности к определенному труду, природной предрасположенности к нему. Важны этика труда, фундаментом которой является его мотивация, зависимая от нормативно-ценностных установок, а те, в свою очередь, — от интересов человека, порождаемых социальными отношениями людей в связи трудом: производственными и распределительными. Таким образом, уже социально-психологический потенциал определяется системой мотивационно-ценностных ориентаций, уровнем социальной зрелости, системой нравственных и культурных интересов, типом личности его носителя: отношением к труду, инициативностью, состязательностью, заинтересованностью в труде, способностью к саморазвитию и самообразованию, мобильностью, моральными качествами. Еще в большей степени такого рода детерминации касаются интеллектуального потенциала.