По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Качество жизни и задачи управления социально-экономическим развитием по уровням территориальной системы современной России

Галина Николаевна Сухорукова канд. экон. наук, доцент, начальник производственного отдела, Курский государственный университет

Качество жизни граждан России непосредственно зависит от качества управления ее регионами. В этой связи актуальность приобретает вопрос функционального разделения и региональной структуры задач управления социально-экономическим развитием по уровням территориальной системы современной России.

Литература:

1. Исаева Ю. В., Устинович Е. С. Региональная политика РФ: состояние и тенденции развития // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник научных статей 7-й международной научно-практической конференции (19–20 октября 2017 г.) / редкол.: Горохов А. А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. — В 3-х тт. — Т. 2. — Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2017. — С. 41–47.

2. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: УРСС, 2002. — 308 с.

3. Ляпина И. Р. Административно-территориальная специфика управления региональным развитием // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-territorialnaya-spetsifika-upravleniyaregionalnym-razvitiem (дата обращения: 01.12.2019).

4. Королевская В. И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка / под ред. В. А. Персианова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 64 с.

5. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Управление экономикой региона. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. — 404 с.

6. Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона / под ред. А. П. Панкрухина. — М.: Изд-во ВСГАКИ, 2010. — 236 с.

7. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 124 с.

8. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / под ред. В. Г. Алиева. — М.: Экономика, 2002. — 646 с.

9. Устинович Е. С., Новикова Т. П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 9. — С. 16–23.

10. Устинович Е. С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении // Административное право и процесс. — 2011. — № 4 — С. 16–23.

11. Цыбаков Д. Л., Внуков Н. А., Алексикова О. Е., Мельник Е. А., Низамов А. Т. Теория и практика гражданско-правовых отношений в современной России: научная монография. — Орел, 2017.

12. Штульберг Б. М. Проблемы комплексного регионального развития России. — М.: Изд-во СОПСиЭС, 1996. — 358

Управление регионом — это управление его функционированием и развитием. Обычно речь идет об экономическом и социальном развитии. Естественно, возникает вопрос о содержании управления экономическим и социальным развитием именно на региональном уровне, так как и экономические и социальные процессы непосредственно сходятся здесь в результате принятия решений на всех уровнях управления — государственном, региональном, муниципальном и на уровне хозяйственных структур [11, с. 127].

К компетенции всех уровней власти относятся функции по созданию благоприятной среды жизнедеятельности людей, сохранению природной системы, а также созданию нормальных общеэкономических условий для деятельности предприятий и организаций. Социально-экономические функции всех уровней территориальной системы в конечном счете заключаются в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия экономической, природной и социальной подсистем [12, с. 47]. Управление на региональном уровне должно опираться на определенную систему методологических принципов, отражающих объективные закономерности регионального воспроизводственного процесса (рис. 1) [2, с. 5]. Важны также учет информационной деятельности органов власти и управления в данных процессах [10, с. 17; 9, с. 20].

Различные региональные образования в составе единой территориальной системы страны образуют региональную структуру, звенья которой отличаются масштабами, статусом в системе государственного устройства, общностью определенных признаков и механизмом управления. В соответствии с главным признаком, лежащим в основе районирования, каждый район получает название, отражающее цели районирования: субъект федерации (республика, область, край), город, экономический район, зона, округ и т. д. Одна из задач районирования — обеспечить управляемость развитием государства. Ее решение связано с централизацией и децентрализацией различных функций управления, определением полномочий органов управления различных уровней территориальной системы и границ их самостоятельности.

Для Цитирования:
Галина Николаевна Сухорукова, Качество жизни и задачи управления социально-экономическим развитием по уровням территориальной системы современной России. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: