— Есть мнение, что франчайзинг — один из простейших способов достичь результатов в бизнесе. Вы согласны? Если да, то почему?
— В корне не согласен.
Франчайзинг — это только один из способов. И подходит не для всех случаев. Не зря некоторые большие российские франчайзоры сознательно выходят из франчайзинга в пользу собственной Àçàò Ìóðòàçèí сети. А «ВкусВилл», например, сознательно не идет во франчайзинг, несмотря на сотни запросов на франшизу. Франчайзинг похож на кредит: вы используете для развития вашего бренда чужие деньги, а не инвестируете свои. Это, как правило, быстрые деньги, которые затем долго отрабатывать.
— Каковы плюсы и минусы франчайзинга для участников тандема? Имеет ли какое-то значение форма партнерства в целом для рынка и конечных потребителей?
— Основной плюс для франчайзора: на объекте есть хозяин. Это здорово для компаний, которые хотят зайти в новые города, не создавая в них свой офис.
Основной минус для франчайзера — это бизнес партнера, а не франчайзора.
И существует постоянный конфликт на тему: кто отвечает за результат? На это уходит очень много коммуникационного ресурса. И франчайзинговому партнеру сложно приказать (ведь это его бизнес). Для франчайзи основной плюс — легкая точка входа в новую для него сферу.
А основной минус — ограниченность в принятии самостоятельных решений.
— Какой тип расчетов между франчайзером и франчайзи преобладает сегодня: паушальный взнос, роялти, иные варианты?
— Это зависит от сферы. В услугах обычно существенный паушальный взнос, а роялти фиксированные либо определенный процент от выручки. И есть ряд других платежей, связанных с обучением, рекламой и так далее. В товарном франчайзинге основные деньги зашиты в продаже товара. Там иногда вообще не бывает паушальных взносов и/или роялти.
— С какими проблемами чаще всего сталкиваются франчайзер и франчайзи?