Исследование проводится с 2010 г. и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самых университетов.
Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы. Качество приёма оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. В 2021 г. мониторинг охватил 838 вузов, в том числе 404 головных государственных, 345 филиалов и 89 негосударственных вузов.
Это уже второй приём в условиях пандемии — можно говорить о закреплении тех изменений в поведении абитуриентов, которые породил ковид. Если летом 2020 г. абитуриенты в своей массе ещё не успели скорректировать предпочтения и выбор и исходили из того, что пандемия и связанные с ней угрозы и ограничения — ненадолго, то приём 2021 г. проходил в условиях, когда новая реальность стала очевидна для всех участников высшего образования.
Ключевые черты этой новой реальности — гибридный характер обучения даже на очных программах, массовое и постоянно расширяющееся использование специально созданных онлайн-курсов, возможность обучения в удалённом формате, предложение бакалаврских программ полностью в удалённом формате (причём ведущими вузами — ВШЭ, РАНХиГС) — создают две тенденции.
• Первая — для абитуриентов снимается барьер между вузами своего города/региона и вузами в других регионах. Поступить в вуз в другом регионе теперь не обязательно означает отрыв от семьи, отъезд из родного города. Абитуриент легче принимает решение о вузе в другом регионе.
• Вторая — сами региональные вузы имеют возможность привлекать в удалённом режиме лучших профессоров из столичных институтов, включать в свои образовательные программы целые модули, обеспеченные другими вузами, организовывать зеркальные лаборатории, формировать научные коллективы из учёных, проживающих в разных городах и разных странах. Это в перспективе повышает конкурентоспособность регионального высшего образования.