По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Качество оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации

Ключевой целью проведения данного исследования является анализ дефектов качества оказания медпомощи на территории Российской Федерации, оценка эффективности проведения первичных экспертиз качества медпомощи. Выбор путей, позволяющих разрешить вопрос, касающийся улучшения качества медпомощи на территории страны, а также факторов, дающих возможность оказать влияние на увеличение дефектов оформления медицинских документов в медучреждениях. В рамках исследования был проведен анализ контрольно-экспертной деятельности ТФОМС (территориальных фондов медицинского страхования) за период 2013–2015 гг., предоставленной ФФОМС (Федеральным фондом медстрахования). Было рассмотрено почти 9 млн случаев при проведении экспертиз, а также была дана оценка динамике нарушений в оформлении медицинских документов по субъектам Российской Федерации, доля вклада суммарного числа совершенных нарушений качества оказания медпомощи в соответствии с суммарной численностью по субъектам Российской Федерации. В ходе проведения исследований суммарное число нарушений (как первичных, так и повторных) за три календарных года составило порядка 1,14 млн (около 13 % нарушений). При этом было выявлено 192 тыс. нарушений оформления медицинских документов — это составляет 16,8 % от суммарного числа выявленных нарушений. Проведенный анализ распределения числа допущенных нарушений, которые были связаны с ведением медицинских документов, показал, что заключение, выданное специалистом-экспертом (или экспертом), который первично проводил экспертизу качества медицинской помощи или медико-экономическую экспертизу, было абсолютно достоверным и обоснованным, а также ежегодный рост нарушений в оформлении медицинских документов. Результаты, полученные в ходе проведения контрольно-экспертного анализа, показали, что наблюдается общая негативная динамика качества оказываемой медпомощи в Российской Федерации в виде увеличения суммарного числа нарушений и роста числа выявленных нарушений оформления медицинских документов к концу 2015 г. более чем на 16 %. В рамках статьи также были предложены пути разрешения данной проблемы в виде применения факторов, дающих возможность предотвратить увеличение дефектов оформления медицинских документов в медучреждениях, а затем и снизить их число.

Литература:

1. Таирова Р.Т., Берсенева Е.А., Ушенин В.В. Анализ качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации: возможные пути оптимизации. — М., 2017.

2. Линденбратен А. Л., Савельев В. Н., Дунаев С. М., Виноградова Т. В. Качество медицинского обслуживания населения Удмуртской Республики на современном этапе. — Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2011. — С. 3–11.

3. Линденбратен А. Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении / под ред. акад. РАМН О. П. Щепина. — М.: Медицина, 2005. — 41 с.

4. Щепин О. П. Фундаментальные основы политики здравоохранения. — М.: Эски, 2001. — 352 с.

5. Найговзина Н. Б., Астовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза // Экономика здравоохранения. — 1998. — № 1. — С. 7–14.

6. Стародубов В. И. Проблемы внедрения ОМС в России // Терапевтический архив. — 1993. — Т. 65. — С. 4–5.

7. Деё Р. А., Цонтр П., Триалс Ц. Воспроизводимость и открытость оценки состояния здоровья: статистика и стратегия развития // Клинические исследования. — 1991. — № 12. — С. 142–158.

В социально-экономических условиях, сложившихся по состоянию на данный момент, одной из ключевых задач социальной политики государства (Российской Федерации) в сфере медицины и ОМС (обязательного медстрахования) является обеспечение застрахованных лиц (в случае наступления страховых случаев) — граждан страны бесплатной медицинской помощью надлежащего качества. К основным принципам оказания медицинской помощи гражданам отнесены качество и доступность (ст. 4 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии с рекомендациями, вынесенными представителями рабочей группы по обеспечению надлежащего качества регионального бюро Европы ВОЗ (Всемирной организации в сфере здравоохранения), деятельность по обеспечению и контролю качества медпомощи должна реализовываться с учетом четырех профессиональных функций:

  1. Выполнение технологий ЛДП (лечебно-диагностического процессспециалистами.
  2. Оптимальное использование ресурсов.
  3. Риски граждан страны, выступающих в данном случае в качестве пациентов медицинских учреждений.
  4. Удовлетворенность пациентов.

Контроль качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам страны, на территории Российской Федерации включает в себя ряд следующих компонентов: объективность, целенаправленность, регулярность и наличие многоуровневого контроля.

Согласно приказу ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) от 16.08.2011 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2011, рег. № 19614) был утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию — позднее в него несколько раз вносились изменения (в ред. приказов ФФОМС от 16.08.2011 № 144, 21.07.2015 № 130, 29.12.2015 № 277, 22.02.2017 № 45), последние из которых датируются 22.02.2017. Разработка данного порядка была осуществлена в соответствии с главой 9 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Для Цитирования:
Мухина Арина Сергеевна, Смирнов Вячеслав Григорьевич, Качество оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Экономист лечебного учреждения. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: