В современный период согласно Федеральному закону от 28.06.2014 г. № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] основными видами программ в сфере общего выступают государственные и муниципальные программы. Разработка и реализация федеральных государственных программ регулируется федеральными законами и постановлениями Правительства РФ; государственных программ субъектов – нормативно-правовыми актами субъекта РФ; муниципальных программ – муниципальными правовыми актами, принятыми с учетом положений федерального и регионального законодательства. В итоге, требования к структуре и содержанию программ разного уровня может существенно отличаться в зависимости от публично-правового образования. По нашему мнению, наиболее сложные требования предъявлены к федеральным государственным программам, которые являются ориентиром для программ нижестоящих уровней.
Рассмотрим процесс разработки и реализации федеральных государственных программ.
К нормативно-правовой и методической базе для реализации и разработке федеральных государственных программ относятся следующие документы: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Кроме того, на федеральном уровне приняты: «Порядок разработки и оценки эффективности госпрограмм» (постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588) [2], «Перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. 1950‑р)» [3] и «Методические указания по разработке и реализации госпрограмм» (приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690) [4].
Разработка государственных программ ведется согласно «Перечню государственных программ», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. № 1950‑р. На данный момент он содержит 42 наименования государственных программ, реализуемых в пяти сферах, и их ответственных исполнителей [3].
Государственные программы могут включать федеральные целевые программы, а также подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы, в том числе и основные мероприятия органов государственной власти. При разработке государственных программ в различных сферах учитываются цели и задачи приоритетных национальных проектов. Для программно-целевого управления имеет значение правильное разграничение целей и задач. Задачи программы понимаются как подцели, частные результаты, условия достижения общей цели, категории нижнего уровня.