По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 20.01.00 DOI:10.33920/nik-02-2204-05

Качество интеллектуальной элиты как проблема национальной безопасности России

Колин Константин Константинович д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, Российская Федерация, 119333, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 4, эл. адрес: kolinkk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8187-9314

Рассматривается современное состояние интеллектуальной элиты России и показано, что ее качество является сегодня важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. В современных условиях развития цивилизации, когда международная геополитическая ситуация обостряется, а комплекс глобальных вызовов и угроз XXI века быстро нарастает, роль интеллектуальной элиты становится определяющей. Именно она должна обеспечить мобилизацию и сплоченность общества перед лицом глобальных угроз, найти пути и способы решения глобальных проблем современности и содействовать адекватной ориентации общественного сознания. Особая роль в решении этих задач принадлежит специалистам в области культуры и искусства, а также средств массовой информации России. В статье показаны основные причины деградации интеллектуального потенциала современного общества и сформулированы рекомендации для органов государственной власти и научно-образовательного сообщества России по противодействию дальнейшему развитию этой угрозы.

Литература:

1. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. — М.: Академия естественных наук РФ, 1996. — 24 с.

2. Колин К.К. Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества // Библиотековедение. — 2002. — № 3. — С. 48–57.

3. Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Открытое образование. — 2010. — № 6. — С. 84–89.

4. Колин К.К. Информационная антропология: поколение NEXT и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 4. — С. 32–36.

5. Информационная антропология: предмет и задачи нового научного направления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 17–1. — С. 17–32.

6. Колин К.К. Национальные проекты в новой стратегии инновационного развития России // Стратегические приоритеты. — 2019. — № 2. — С. 66–91.

7. Колин К.К. Интеллектуальная безопасность — новая глобальная проблема XXI века // Стратегические приоритеты. — 2019. — № 3–4. — С. 99–111.

8. Колин К.К. Современные приоритеты глобальной безопасности //Стратегические приоритеты. — 2020. - № 3-4. — 15-29.

9. Колин К.К. Современные проблемы и приоритеты науки и образования России // Знание. Понимание. Умение. — 2021. — № 2. — С. 34–51.

10. Образование, которое мы можем потерять / Сборник. Под ред. В.А. Садовничего. — М.: МГУ, 2002. — 288 с.

11. Яковец Ю.В., Колин К.К. Стратегия научно-технологического прорыва России. — Москва. — 2015. — Аналитические материалы. — Вып. 7. — 40 c.

12. Wtizaecker E., Wijkman A. Come on! Capitalism, short-termiism, population and destruction of the planet. — Springer. — 2018. — 220 p.

1. Kolin K.K. Informatika v sisteme operezhayushchego obrazovaniya. — M.: Akademiya yestestvennykh nauk RF, 1996. — 24 s.

2. Kolin K.K. Problemy informatsionnoy tsivilizatsii: virtualizatsiya obshchestva // Bibliotekovedeniye. — 2002. — № 3. — S. 48–57.

3. Kolin K.K. Informatsionnaya kul'tura i kachestvo zhizni v informatsionnom obshchestve // Otkrytoye obrazovaniye. — 2010. — № 6. — S. 84–89.

4. Kolin K.K. Informatsionnaya antropologiya: pokoleniye NEXT i novaya ugroza psikhologicheskogo rassloyeniya chelovechestva v informatsionnom obshchestve // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. — 2011. — № 4. — S. 32–36.

5. Informatsionnaya antropologiya: predmet i zadachi novogo nauchnogo napravleniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2011. — № 17–1. — S. 17–32.

6. Kolin K.K. Natsional'nyye proyekty v novoy strategii innovatsionnogo razvitiya Rossii // Strategicheskiye prioritety. — 2019. — № 2. — S. 66–91.

7. Kolin K.K. Intellektual'naya bezopasnost' — novaya global'naya problema XXI veka // Strategicheskiye prioritety. — 2019. — № 3–4. — S. 99–111.

8. Kolin K.K. Sovremennyye prioritety global'noy bezopasnosti //Strategicheskiye prioritety. — 2020. — № 3–4. — 15-29.

9. Kolin K.K. Sovremennyye problemy i prioritety nauki i obrazovaniya Rossii // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2021. — № 2. — S. 34–51.

10. Obrazovaniye, kotoroye my mozhem poteryat' / Sbornik. Pod red. V.A. Sadovnichego. — M.: MGU, 2002. — 288 s.

11. Yakovets YU.V., Kolin K.K. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo proryva Rossii. — Moskva. — 2015. — Analiticheskiye materialy. — Vyp. 7. — 40 c.

12. Wtizaecker E., Wijkman A. Come on! Capitalism, short-termiism, population and destruction of the planet. — Springer. — 2018. — 220 p.

В настоящее время Россия осуществляет новую стратегию своего инновационного развития. Она основана на реализации целого комплекса национальных и федеральных проектов, а также государственных программ, которые должны быть выполнены в период до 2030–2035 гг. Объем финансирования этих программ и проектов составляет порядка 26,5 трлн руб., что является беспрецедентным в новейшей истории нашей страны [6].

Ожидается, что в результате эффективного и согласованного решения тех задач, которые уже включены в состав этих программ и проектов, Россия в течение ближайшего десятилетия выйдет на качественно новый этап своего социально-экономического развития, существенно повысит уровень и качество жизни населения, укрепит свою национальную безопасность, авторитет и конкурентоспособность в мировом сообществе.

Однако достижение этих стратегических целей существенным образом зависит от того, как будет использован интеллектуальный потенциал страны в интересах решения поставленных задач, в особенности в области стратегического прогнозирования, планирования и управления социально-экономическими и гуманитарными процессами в российском обществе. Особую роль здесь приобретает качество национальной интеллектуальной элиты, которая должна не только мобилизовать общество на реализацию столь масштабных и амбициозных планов модернизации страны, но также и стать примером для подражания для представителей нового поколения в области науки, образования и воспитания, сфере высоких технологий, культуры и искусства.

В какой мере современная российская элита готова к этой важнейшей и ответственной роли в процессе дальнейшего развития нашей страны? И что необходимо сделать для того, чтобы национальные цели России были достигнуты, несмотря на все более активное противодействие этому со стороны США и их союзников в странах Запада? Попытка кратко рассмотреть эти вопросы и является главной целью настоящей работы.

Напомним, что в современном русском языке термином «элита» обозначается та социальная группа, которая оказывает наиболее высокую степень воздействия на общественную жизнь. Поэтому можно утверждать, что интеллектуальная элита — это та часть общества, которая обладает достаточно высоким интеллектуальным потенциалом и поэтому способна лучше других осмысливать и адекватно понимать имеющиеся в данном обществе и окружающем его мире проблемы, процессы и тенденции, а также объяснять их другим членам общества.

Для Цитирования:
Колин Константин Константинович, Качество интеллектуальной элиты как проблема национальной безопасности России. Ученый совет. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: