Сегодня сфера здравоохранения играет важнейшую роль в проведении государством социально-экономической политики. В современных условиях к учреждениям системы здравоохранения все чаще предъявляются принципиально более жесткие требования как со стороны общества, заинтересованного в повышении качества жизни, так и со стороны государства, осуществляющего финансирование программ развития здравоохранения и работы бюджетных учреждений в рамках проводимой экономической политики. Тем самым учреждения здравоохранения оказываются в условиях жесткой глобальной конкуренции, так как современный потребитель медицинских услуг может выбирать не только между частными и бюджетными учреждениями, но и между отечественными и иностранными [4, 5].
Одним из ключевых вопросов в данной сфере является соотношение качества и эффективности медицинских услуг, которые зачастую смешиваются многими исследователями. На сегодняшний день не существует единой методологии оценивания качества медицинских услуг — как правило, качество подменяется соответствием стандартам, а сами стандарты разрабатываются либо произвольно, либо исходя из выделяемых на систему здравоохранения бюджетных ассигнований и средств фондов. Поэтому при анализе проблемы возникает исследовательский разрыв, связанный с игнорированием в современных исследованиях проблем качества медицинских услуг. В современных работах по данной тематике применяется концепция, выраженная в классической работе, написанной Дугласом Дж. Ланской, Артуром Дж. Харцем. Однако для анализа конкурентоспособности организаций в сфере здравоохранения этого, как показали исследования авторов, явно недостаточно [6, 7].
Для анализа конкурентной позиции компаний, оказывающих медицинские услуги, была выбрана предложенная в 2000 г. Джонатаном Кейганом и Крейгом Вогелем модель прорывного позиционирования. С помощью данной модели можно определить конкурентную позицию организации, приоритетные направления построения стратегии компании и соответствие имеющихся ресурсов и способностей. Все компании, оказывающие медицинские услуги, могут быть разделены на четыре типа в зависимости от уровня технологии, дизайна и способности «закрыть» SET-разрыв1 . Для каждого типа компании есть свои выигравшие и проигравшие (в соответствии с модифицированной матрицей GE/McKinsey2 ). Вместе с тем при исследованиях медицинских компаний (в отличие от вузов, музеев и иных организаций социальной сферы) возникает большая погрешность. Оценка конкурентных позиций медицинских компаний примерно в 22–28 % случаев искажается из-за неправильной оценки качества медицинских услуг [1, 2].