По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2008-03

Качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг как ключевые факторы повышения конкурентоспособности учреждений в сфере здравоохранения

Шахабов Ислам Висханович кандидат медицинских наук, научный сотрудник, ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы», 125124, islam75@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-6409-1384
Мельников Юрий Юрьевич кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации»Москва, 127254, melnikoff16@mail.ru, ORCID ID 0000-0002-7393-6964
Смышляев Алексей Викторович кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации» Москва, 127254, alexeysmishlyaev@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0003-3099-2517

Соотношения качества и эффективности медицинских услуг смешиваются многими исследователями. Не существует единой методологии оценивания качества медицинских услуг. Качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг — основные показатели их конкурентоспособности на рынке. Эти показатели могут совершенно не коррелировать с реальными показателями качества и эффективности медицинских услуг. Могут они не зависеть и от высокой ценности медицинских услуг для непосредственных и косвенных потребителей медицинских услуг. Качество и эффективность медицинских услуг обычно рассматривается как нечто единое и неразделимо присущее им. В то же время может быть реализована такая ситуация, когда услуга будет эффективной, но не будет качественной, или наоборот.

Литература:

1. Баранов И. Н. Конкуренция в сфере здравоохранения. Научные доклады. — Санкт-Петербург. 2010: 55 с.

2. Бойко В. Н., Лисовский П. А. Особенности конкуренции на российском фармацевтическом рынке. Новая аптека. Эффективное управление. 20 13; 4: 27–34.

3. Мельников Ю. Ю., Смышляев А. В. Оценка эффективности деятельности дневных стационаров в Российской Федерации за 2005–2013 годы. Главврач. 2015; 11–12: 23–26.

4. Николаев И. С. Перспективы развития предпринимательской деятельности в системе здравоохранения России. Организация здравоохранения. 2011; 1: 17–21.

5. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Официальный интернет-портал правовой информации — http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.04.2020).

6. Перминов С. М. Управление региональной сетью: как избежать ошибок. Новая аптека. Эффективное управление. 2014; 2: 22–32.

7. Платонова Н. И., Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю. Принципы правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи уполномоченными государственными (муниципальными) медицинскими организациями в амбулаторных условиях в Российской Федерации. Юридические исследования. 2018; 7: 1–9.

8. Платонова Н. И., Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации. Государственная власть и местное самоуправление. 2019; 7: 50–55.

9. Раздорская И. Как управлять покупательским поведением. Рекомендации эксперта и пошаговая инструкция. Новая аптека. 2017; 12: 50–53.

10. Русалева Л. Ю., Морозова М. А. Маркетинговые исследования рынка медицинских услуг. — Самара. 2011: 71 с.

11. Соседов Г. А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. 82 (2): 15–22.

12. Столяров С. А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. — Барнаул: Аз Бука. 2010: 269 c.

13. Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю., Садовская М. А. Внедрение нового подхода в управлении медицинскими организациями с целью повышения удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг в рамках реализации проекта «Московский стандарт поликлиники». The Scientific Heritage. 2019; 40–2 (40): 52–55.

14. Швец Ю. Ю. Теоретический анализ конкурентоспособности медицинской услуги. Успехи современной науки. 2017; 3 (1): 158–161.

1. Baranov I.N. Konkurentsiya v sfere zdravookhraneniya. Naucniye doklady. [Competition in Healthcare. Scientiic Reports]. St. Petersburg, 2010, 55 p.

2. Boiko V.N., Lisovskiy P.A. Osobennosti konkurentsii na rossiyskom farmatsevticheskom rynke. [Peculiarities of Competition in the Russian Pharmaceutical Market]. New Pharmacy Efficient Management, 2013, No. 4, pp. 27-34.

3. Melnikov Yu.Yu., Smyshlyaev A.V. Otsenka effektivnosti deyatelnosti dnevnykh statsionarov v Rossiyskoy Federatsii za 2005-2013 gody. [Efficacy Assessment of the Day Patient Departments in the Russian Federation for 2005-2013]. Chief Physician, 2015, No. 11-12, pp. 23-26.

4. Nikolayev I.S. Perspektivy razvitiya predprinimatelskoi deyatelnosti v sisteme zdravookhraneniya Rossii. [Prospective Development of Healthcare Entrepreneurship in Russia]. Healthcare Organisation, 2011, No. 1, pp. 17-21.

5. Ob osnovnykh napravleniyakh gosudarstvennoi politiki po razvitiyu konkurentsii: Ukaz Prezidenta RF ot 21.12.2017 g. № 618. [About main fields of the state policy on promotion of competition: Decree of the President of the Russian Federation No. 618 dated 12/21/2017]. Official Internet portal for legal information. Available at http://www.pravo.gov.ru (accessed 04/12/2020).

6. Perminov S.M. Upravleniye regionalnoy setyu: kak izbezhat oshibok. [Management of the Regional Network: How to Avoid Errors]. New Pharmacy Efficient Management, 2014, No. 2, pp.22-32.

7. Platonova N.I., Smyshlyayev A.V., Melnikov Yu.Yu. Printsipy pravovogo regulirovaniya okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi upolnomochennymi gosudarstvennymi (munitsipalnymi) meditsinskimi organizatsiyami v ambulatornykh usloviyakh v Rossiyskoy Federatsii. [Principles of Legal Regulation of Primary Medical and Sanitary Care Provided by the Authorised State (Municipal) Medical Organisations on an Outpatient Basis in the Russian Federation]. Legal Researches, 2018, No. 7, pp. 1-9.

8. Platonova N.I., Smyshlyayev A.V., Melnikov Yu.Yu. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere okrany zdorovya grazhdan na sovremennom etape v Rossiyskoi Federatsii. [Peculiarities of the State Regulation in the Citizens’ Healthcare at the Current Stage in the Russian Federation]. State Authority and Local Self-Government, 2019, No. 7, pp. 50-55.

9. Razdorskaya I. Kak upravlyat pokupatelskim povedeniyem. Rekomendatsii eksperta i poshagovaya instruktsiya. [How to Manage the Buying Behaviour. Expert’s Recommendations and Stepby-Step Instruction]. New Pharmacy, 2017, No. 12, pp. 50-53.

10. Rusaleva L.Yu., Morozova M.A. Marketingoviye issledovaniya rynka meditsinskikh uslug. [Medical Services Market Research]. Samara, 2011, 71 p.

11. Sosedov G.A. Konkurentsiya i konkurentnosposobnost: soderzhaniye kategoriy v usloviyakh smeshannoy ekonomiki. [Competition and Competitiveness: Content of Categories in Terms of the Mixed Economy]. Bulletin of Tambov University, Series: Humanities, 2010, No. 82(2), pp. 15-22.

12. Stolyarov S.A. Rynok meditsinskikh uslug: Nekotoriye yego kharakteristiki, problemy i aspekty upravleniya. [Medical Services Market: Some Characteristics, Problems and Aspects of Management]. Barnaul: Az Buka, 2010, 269 p.

13. Smyshlyaev A.V., Melnikov Yu.Yu., Sadovskaya M.A. Vnedreniye podkhoda v upravlenii meditsinskimi organizatsiyami s tselyu povysheniya udovletvorennosti naseleniya kachestvom okazyvayemykh uslug v ramkakh realizatsii proyekta Moskovskiy standart polikliniki. [Implementation of a New Approach to the Management of Medical Institutions for the Purposes of Improving the Populations’ Satisfaction with the Quality of the Services Provided in the Framework of the Project “Moscow Standard of Polyclinic”]. The Scientifi c Heritage, 2019, No. 40-2 (40), pp. 52-55.

14. Shvets Yu.Yu. Teoreticheskiy analiz konkurentnosposobnosti meditsinskoy uslugi. [Theoretical Analysis of Competitiveness of the Medical Service]. Modern Science Success, 2017, Vol. 3, No. 1, pp. 158-161.

Сегодня сфера здравоохранения играет важнейшую роль в проведении государством социально-экономической политики. В современных условиях к учреждениям системы здравоохранения все чаще предъявляются принципиально более жесткие требования как со стороны общества, заинтересованного в повышении качества жизни, так и со стороны государства, осуществляющего финансирование программ развития здравоохранения и работы бюджетных учреждений в рамках проводимой экономической политики. Тем самым учреждения здравоохранения оказываются в условиях жесткой глобальной конкуренции, так как современный потребитель медицинских услуг может выбирать не только между частными и бюджетными учреждениями, но и между отечественными и иностранными [4, 5].

Одним из ключевых вопросов в данной сфере является соотношение качества и эффективности медицинских услуг, которые зачастую смешиваются многими исследователями. На сегодняшний день не существует единой методологии оценивания качества медицинских услуг — как правило, качество подменяется соответствием стандартам, а сами стандарты разрабатываются либо произвольно, либо исходя из выделяемых на систему здравоохранения бюджетных ассигнований и средств фондов. Поэтому при анализе проблемы возникает исследовательский разрыв, связанный с игнорированием в современных исследованиях проблем качества медицинских услуг. В современных работах по данной тематике применяется концепция, выраженная в классической работе, написанной Дугласом Дж. Ланской, Артуром Дж. Харцем. Однако для анализа конкурентоспособности организаций в сфере здравоохранения этого, как показали исследования авторов, явно недостаточно [6, 7].

Для анализа конкурентной позиции компаний, оказывающих медицинские услуги, была выбрана предложенная в 2000 г. Джонатаном Кейганом и Крейгом Вогелем модель прорывного позиционирования. С помощью данной модели можно определить конкурентную позицию организации, приоритетные направления построения стратегии компании и соответствие имеющихся ресурсов и способностей. Все компании, оказывающие медицинские услуги, могут быть разделены на четыре типа в зависимости от уровня технологии, дизайна и способности «закрыть» SET-разрыв1 . Для каждого типа компании есть свои выигравшие и проигравшие (в соответствии с модифицированной матрицей GE/McKinsey2 ). Вместе с тем при исследованиях медицинских компаний (в отличие от вузов, музеев и иных организаций социальной сферы) возникает большая погрешность. Оценка конкурентных позиций медицинских компаний примерно в 22–28 % случаев искажается из-за неправильной оценки качества медицинских услуг [1, 2].

Для Цитирования:
Шахабов Ислам Висханович, Мельников Юрий Юрьевич, Смышляев Алексей Викторович, Качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг как ключевые факторы повышения конкурентоспособности учреждений в сфере здравоохранения. ГЛАВВРАЧ. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: