По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Качественный анализ запоминания информации дошкольниками с интеллектуальными нарушениями

Владислава Игоревна Тогатова магистрант, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, 450077, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3-а, E-mail: vladaahmad@yandex.ru

В статье представлен качественный анализ запоминания информации, особенности памяти и процессов запоминания дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Проведенное исследование подтверждает, что у дошкольников с нарушением интеллекта медленное и быстрое запоминания более характерны для вербальной информации, чем для образной, а неточность воспроизведения более характерна для вербальной информации, чем для воспроизведения образной.

Литература:

1. Жампина, А. С. Изучение механизмов развития внимания и памяти // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2017. Материалы международной студенческой научно-практической конференции / Главные редакторы Н. Н. Макарова, Е. В. Олейник. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. — С. 628–630

2. Забрамная, С. Д., Исаева, Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 112 с.

3. Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. — М.: Владос, 2008. — 32 с.

4. Полозова, Т. Ю. Изучение взаимосвязи компонентов памяти и мышления // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. Материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 октября 2020 года. — СПб: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФ, 2020. — С. 372–374

5. Самородова, О. И. Характеристика познавательной деятельности умственно отсталых детей // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — №11–3 (30). — С. 102–104

1. Zhampina, A. S. (2017). Studying the mechanisms of development of attention and memory. In: Student and Science (humanities cycle) — 2017. Materials of the international student scientific and practical conference / Editors-in–chief N. N. Makarova, E. V. Oleinik. — Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after. G.I. Nosova, pp. 628–630. (In Russian)

2. Zabramnaya, S. D., Isaeva, T. N. (2002). Studying teaching. Recommendations for the study of children with severe mental retardation. — Moscow: Institute of General Humanitarian Research, 112 p. (In Russian)

3. Zabramnaya, S. D., Borovik, O. V. (2008). Practical material for conducting psychological and pedagogical examination of children. — Moscow: Vlados, 32 p. (In Russian)

4. Polozova, T. Y. Studying the interrelation of memory and thinking components. In: Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: the integration of theory and practice. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. St. Petersburg, October 30, 2020. — St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, pp. 372–374. (In Russian)

5. Samorodova, O. I. (2018). Kharakteristika poznavatel’noi deiatel’nosti umstvenno otstalykh detei [Characteristics of cognitive activity of mentally retarded children]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal [International Scientific Research Journal]. No. 11–3 (30), pp. 102–104. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 11.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 20.12.2024

Проблема развития памяти детей с интеллектуальными нарушениями в психолого-педагогической науке всегда оставалась актуальной. Без памяти как важнейшей характеристики психической жизни невозможно гармоничное развитие ребенка.

Память дошкольников с интеллектуальными нарушениями развивается в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти детей в онтогенезе, что было отмечено уже в ранних исследованиях памяти детей с интеллектуальными нарушениями (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Б.И. Пинский) [5].

Необходимо отметить, что у детей с интеллектуальными нарушениями на всех этапах процесса познания отмечаются элементы недоразвития. По сравнению с памятью детей в онтогенезе память с интеллектуальным нарушением обнаруживает значительное отставание как в развитии механического, так и в развитии осмысленного запоминания. Особенности восприятия материала, его осмысленность, неразрывно связаны с особенностями их памяти.

Еще одним качеством запоминания у детей с интеллектуальными нарушениями является не умение перерабатывать воспринимаемый материал, отбирать нужное и существенное из окружающей среды для запоминания по признаку, схожести, а часто это носит случайный характер. Все дошкольники с интеллектуальными нарушениями не умеют целенаправленно заучивать и припоминать. Запоминание материала носит механический характер, без вникания в его содержание.

Для нашего исследования важно, выделенные С.Я. Рубинштейн основные качества памяти детей с интеллектуальными нарушениями — замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, плохая переработка воспринимаемого материала [7].

Нарушения непосредственной памяти у детей с интеллектуальным нарушением проявляются в том, что они усваивают новую информацию очень медленно, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют применять приобретенные знания на практике [4]. Так, для усвоения нового материала детям с интеллектуальными нарушениями требуется значительно большее число повторений, чем детям с сохранным интеллектом.

Для Цитирования:
Владислава Игоревна Тогатова, Качественный анализ запоминания информации дошкольниками с интеллектуальными нарушениями. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: