Дата поступления рукописи в редакцию: 11.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 20.12.2024
Проблема развития памяти детей с интеллектуальными нарушениями в психолого-педагогической науке всегда оставалась актуальной. Без памяти как важнейшей характеристики психической жизни невозможно гармоничное развитие ребенка.
Память дошкольников с интеллектуальными нарушениями развивается в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти детей в онтогенезе, что было отмечено уже в ранних исследованиях памяти детей с интеллектуальными нарушениями (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Б.И. Пинский) [5].
Необходимо отметить, что у детей с интеллектуальными нарушениями на всех этапах процесса познания отмечаются элементы недоразвития. По сравнению с памятью детей в онтогенезе память с интеллектуальным нарушением обнаруживает значительное отставание как в развитии механического, так и в развитии осмысленного запоминания. Особенности восприятия материала, его осмысленность, неразрывно связаны с особенностями их памяти.
Еще одним качеством запоминания у детей с интеллектуальными нарушениями является не умение перерабатывать воспринимаемый материал, отбирать нужное и существенное из окружающей среды для запоминания по признаку, схожести, а часто это носит случайный характер. Все дошкольники с интеллектуальными нарушениями не умеют целенаправленно заучивать и припоминать. Запоминание материала носит механический характер, без вникания в его содержание.
Для нашего исследования важно, выделенные С.Я. Рубинштейн основные качества памяти детей с интеллектуальными нарушениями — замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, плохая переработка воспринимаемого материала [7].
Нарушения непосредственной памяти у детей с интеллектуальным нарушением проявляются в том, что они усваивают новую информацию очень медленно, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют применять приобретенные знания на практике [4]. Так, для усвоения нового материала детям с интеллектуальными нарушениями требуется значительно большее число повторений, чем детям с сохранным интеллектом.