По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

К вопросу учета активов и обязательств на забалансовых счетах бюджетных учреждений

Кеворкова Ж.А. доктор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: zhanna.kevorkova@mail.ru

В статье раскрываются особенности организации и ведения бухгалтерского учета активов и обязательств на забалансовых счетах в бюджетных учреждениях с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108766/ (дата обращения: 04.07.2018).

2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107750/ (дата обращения: 04.07.2018).

3. Приказ Минфина России от 06.08.2015 № 124н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_177766/ (дата обращения: 04.07.2018).

4. Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71835192/ (дата обращения: 04.07.2018).

5. Приказ Минфина России от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н “Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_295804/ (дата обращения: 04.07.2018).

6. Письмо Минфина России от 01.10.2013 № 02-06-10/40714 «Об оформлении локальных актов учреждения в рамках учетной политики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/Письмо Минфина России от 01.10.2013 № 02-06-10|40714/all:5 (дата обращения: 04.07.2018).

7. Письмо Минфина России от 21.10.2015 № 02-08-11/60471 «Об учете нереальной к взысканию задолженности и порядке ее списания с балансового учета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 04.07.2018).

8. Преобразование государственных унитарных предприятий в государственные (бюджетные) учреждения: научное обоснование и методика бухгалтерского учета: Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М.: РУСАЙНС, 2017. — 282 с.

Окончание. Начало в № 6, 7/2018

Забалансовые счета в плане счетов бюджетных учреждений предназначены для учета ценностей, находящихся в учреждении, но не закрепленных за ним на праве оперативного управления, материальных ценностей, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов, а также обязательств, ожидающих исполнения.

С мая 2018 года вступили в силу изменения в инструкцию № 157 н, внесенные приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64 н, которые коснулись не только формирования учетной политики, показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, но и содержания забалансовых счетов [2; 5]. Рассмотрим особенности организации и ведения бухгалтерского учета активов и обязательств на забалансовых счетах в бюджетных учреждениях.

Обобщение результатов применения забалансовых счетов бюджетными учреждениями с учетом отражаемых ими видов активов и обязательств позволяет с целью рационального ведения бюджетного учета условно классифицировать их на пять групп. Особенности ведения забалансовых счетов, отнесенных к первой и второй группам, рассмотрены в предыдущих публикациях. В рамках данной статьи рассмотрим особенности ведения счетов в разрезе оставшихся трех групп.

К третьей группе «Учет денежных средств, расчетов и расчетных документов» отнесены забалансовые счета 04, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 29, 30.

Забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией бюджетного учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета. Согласно законодательству Российской Федерации учет задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания такой задолженности. Процедура может быть применена в случае изменения имущественного положения должников либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству Российской Федерации способом. Подтверждением данной процедуры является исполнение норм ст. 339 инструкции № 157 н.

Для Цитирования:
Кеворкова Ж.А., К вопросу учета активов и обязательств на забалансовых счетах бюджетных учреждений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: