Продолжение. Начало в № 6/2018
Забалансовые счета в плане счетов бюджетных учреждений предназначены для учета ценностей, находящихся в учреждении, но не закрепленных за ним на праве оперативного управления, материальных ценностей, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов, а также обязательств, ожидающих исполнения.
В зависимости от специфики бюджетного учреждения они могут применять дополнительные забалансовые счета при условии утверждения их в учетной политике. Однако если при проведении внутреннего финансового аудита или других видов проверок будут установлены нарушения в учете по забалансовым счетам, искажающие отчетность бюджетного учреждения, то это грозит им большими штрафами, что предусмотрено Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н (далее — инструкция № 157 н), с учетом изменений, вступивших в силу с мая 2018 года, а также Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России № 174 н [1; 2; 5].
Обобщение результатов применения забалансовых счетов бюджетными учреждениями с учетом отражаемых ими видов активов и обязательств позволяет классифицировать их на несколько групп:
учет имущества;
учет малоценных активов;
учет денежных средств, расчетов и расчетных документов;
учет обеспечений и гарантий;
учет финансовых вложений.
Рассмотрим экономическое содержание и особенности отражения объектов учета на стандартных забалансовых счетах первой группы. К первой группе забалансовых счетов можно отнести счета 05, 06, 07, 09, 12, 13, 22, 26, 27, а также 01, 02, 21, 24, 25, особенности ведения которых рассмотрены в публикации в журнале № 6 (156) за 2018 год.