По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

К вопросу учета активов и обязательств на забалансовых счетах бюджетных учреждений

Кеворкова Ж.А. доктор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: zhanna.kevorkova@mail.ru

В статье раскрываются особенности организации и ведения бухгалтерского учета активов и обязательств на забалансовых счетах в бюджетных учреждениях с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64 н.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107750/ (дата обращения: 24.05.2018).

2. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_108766/ (дата обращения: 24.05.2018).

3. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 03.05.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148920// (дата обращения: 24.05.2018).

4. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177766/ (дата обращения: 24.05.2018).

5. Приказ Минфина России от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н “Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_295804/ (дата обращения: 24.05.2018).

6. Преобразование государственных унитарных предприятий в государственные (бюджетные) учреждения: научное обоснование и методика бухгалтерского учета: Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М.: РУСАЙНС, 2017. — 282 с.

Продолжение. Начало в № 6/2018

Забалансовые счета в плане счетов бюджетных учреждений предназначены для учета ценностей, находящихся в учреждении, но не закрепленных за ним на праве оперативного управления, материальных ценностей, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов, а также обязательств, ожидающих исполнения.

В зависимости от специфики бюджетного учреждения они могут применять дополнительные забалансовые счета при условии утверждения их в учетной политике. Однако если при проведении внутреннего финансового аудита или других видов проверок будут установлены нарушения в учете по забалансовым счетам, искажающие отчетность бюджетного учреждения, то это грозит им большими штрафами, что предусмотрено Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н (далее — инструкция № 157 н), с учетом изменений, вступивших в силу с мая 2018 года, а также Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России № 174 н [1; 2; 5].

Обобщение результатов применения забалансовых счетов бюджетными учреждениями с учетом отражаемых ими видов активов и обязательств позволяет классифицировать их на несколько групп:

учет имущества;

учет малоценных активов;

учет денежных средств, расчетов и расчетных документов;

учет обеспечений и гарантий;

учет финансовых вложений.

Рассмотрим экономическое содержание и особенности отражения объектов учета на стандартных забалансовых счетах первой группы. К первой группе забалансовых счетов можно отнести счета 05, 06, 07, 09, 12, 13, 22, 26, 27, а также 01, 02, 21, 24, 25, особенности ведения которых рассмотрены в публикации в журнале № 6 (156) за 2018 год.

Для Цитирования:
Кеворкова Ж.А., К вопросу учета активов и обязательств на забалансовых счетах бюджетных учреждений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: