Немаловажное значение для улучшения условий труда оператора мобильной сельскохозяйственной техники (МСХТ) при ее эксплуатации имеет снижение вибрационных нагрузок, отрицательно воздействующих не только на узлы и детали МСХТ, но и на самого оператора. Колебания, возникающие во время эксплуатации МСХТ, являются причиной не только нарушения работы механизмов и выхода из строя всего технического средства, но и ухудшения здоровья оператора, появления боли в спине, что в дальнейшем может сказаться и на профессиональной нетрудоспособности [2, 4, 5, 8, 9].
Несмотря на то что зачастую сиденье МСХТ не требует обслуживания, оно все же подвержено износу. К наиболее частым неисправностям относятся выход из строя подшипника, поломки пружины и амортизаторов. Механические повреждения можно распознать по снижению комфорта и скрежету пружины. Большинство систем защиты сиденья отечественных МСХТ от вибрации не в полной мере обеспечивают эффективную защиту оператора от возникающих колебаний в процессе эксплуатации техники, в особенности от низкочастотных колебаний. Безопасная конфигурация сиденья должна учитывать особенности анатомического строения спины оператора — естественный S-образный изгиб позвоночника, сохраняющийся в положении стоя и изменяющийся в положении сидя, особенно при прямой посадке [10]. Оптимальное положение поясничного изгиба обеспечивается при некотором увеличении наклона спины назад и наличии опоры в области поясницы. Центральная точка опоры туловища в положении сидя должна приходиться на область между вторым и четвертым позвонками. Давление на сиденье МСХТ зависит от площади и жесткости опорной поверхности и от углов наклона подушки и спинки. Нами был проведен анализ литературных и патентных источников в области повышения эффективности гашения вертикальных колебаний подвески сиденья МСХТ при интенсивных возмущающих воздействиях на него, снижения вибронагруженности на рабочем месте. Обозначены основные направления совершенствования технических устройств для защиты операторов МСХТ, обслуживающих технические средства, от воздействия вибрации. Установлено, что резонансные частоты подвески с оператором МСХТ весом 75 кг составляют: вертикальная — 1,75 Гц; горизонтальная — 1,5 Гц. Недостатком анализируемой конструкции подвески сиденья является довольно высокая собственная частота вертикальных колебаний (1,75 Гц). Для уменьшения передачи вибраций с основания МСХТ на сиденье предлагается конструкция подвески, представленная на рисунке 1.