Изнашивание деталей машин является достаточно долгим процессом, которому способствуют многие факторы, появляющиеся за все время эксплуатации машины. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на группы: конструктивные, производственные и эксплуатационные.
Под конструктивными факторами понимаются ошибки, допущенные во время конструирования самого автомобиля.
В число производственных факторов входят ошибки, допущенные при производстве.
К эксплуатационным относятся факторы, влияющие на автомобиль в период его работы вплоть до окончательного прекращения его работоспособности.
Кроме этих факторов большое влияние на износ оказывают такие условия, как температура окружающей среды, качество обработки поверхности конструкции в целом и деталей, узлов, агрегатов в частности, а также удельное давление между деталями, качество технического обслуживания и ремонта.
Интенсивность развития износов транспортного средства также зависит от режима движения автомобиля, складывающегося из скорости движения, количества разгонов, торможений и остановок. Резкие изменения оборотов коленчатого вала значительно повышает износ, особенно у подшипников коленчатого вала, вследствие нарушения подачи масла и ухудшения смазки. Также повышение износа может происходить от резкого торможения, что повышает износ в тормозной системе, особенно вредны резкие торможения, изнашивающие тормозные колодки (рис.1).
Износ — это процесс постепенного изменения размера детали при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и его деформацией [1].
Последствием износа является отказ некоторых из рабочих органов автомобиля или постепенное выведение из строя самого транспортного средства. Вследствие износа детали теряют свою прежнюю эффективность работы. По этой причине износ может передаваться и усиливаться на других участках автомобиля.
Снижению износа могут способствовать следующие правила безопасной эксплуатации транспортного средства:
1. Качественная обкатка новых приобретенных машин.