Для комплексной оценки состояния больного в современной международной клинической практике определяют критерии качества его жизни. Качество жизни — интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального состояния больного, основанную на его субъективном восприятии [7, 14]. В сочетании с состоянием здоровья человека обычно уточняется, что качество жизни представляет собой интегральный показатель, включающий в себя три компонента:
1) функциональное состояние — работоспособность, толерантность к физической нагрузке, способность к выполнению повседневной работы, независимость, общение, интеллектуальная деятельность, уверенность в принятии решений, эмоциональные проявления и т. д.;
2) симптомы, связанные с основным и сопутствующим заболеванием или его лечением;
3) восприятие и психическое состояние, включающие в себя депрессию или возбуждение, которые могут быть следствием как самого заболевания, так и эффектом от применяемых лекарственных веществ, а также социальную активность, половую функцию, удовлетворенность медицинской помощью, контактом с врачом и т. д.
Оценка качества жизни представляет собой достаточно простой и надежный метод описания общего благополучия как человека, так социальной группы и общества в целом. Оценка качества жизни может быть проведена как разовым срезом, так и мониторингом (ежегодным, ежемесячным и др.). Поэтому исследование качества жизни является эффективным методом оценки социального благополучия населения, в том числе с нарушениями слуха [1, 10, 19].
Исследование показателя качества жизни в динамике может дать весьма значимую информацию для оценки эффективности диспансерных мероприятий у лиц с хроническими заболеваниями, получающих постоянную медикаментозную терапию (гипотензивную терапию у больных артериальной гипертензией, антиретровирусную терапию у больных вирусом иммунодефицита человека, гипогликемическую терапию у больных сахарным диабетом и др.) [10]. Уровень качества жизни может быть весьма полезным при оценке эффективности различных подходов к лечению, отработке оптимальных вариантов терапии того или иного заболевания, в том числе с нарушениями слуха [1, 5–8, 11].