В последние 5–10 лет для обеспечения необходимого уровня состояния здоровья и безопасности работников большое число работодателей крупных и средних организаций России внедряют у себя системы управления рисками для здоровья и безопасности (системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности). Как известно, применение подобных систем связано с важными потенциальными преимуществами, которые позволяют перейти от отдельных эпизодических действий к систематическим в рамках процессов, разрабатываемых на основе принципов превентивности и постоянного улучшения. Практика подтвердила, что отдельные эпизодические действия к стабильному успеху не приводят!
Важно отметить, что в современных условиях политика работодателей в области охраны здоровья и обеспечения безопасности работников все больше основывается на социально ориентированной концепции «предвидеть и предупреждать», отвергая парадигму «реагировать и выправлять». Среди ответственных работодателей постепенно формируется мнение, что возмещение ущерба пострадавшим работникам как в экономическом, так и морально-этическом отношении, менее эффективно, чем превентивное снижение угрозы неблагоприятного воздействия вредных и опасных факторов производственной среды на основе анализа возможных последствий.
Вместе с тем, анализ функционирования внедренных систем менеджмента профессионального здоровья и безопасности показывает, что их применение в российских организациях не привело к повсеместному вовлечению работников в процессы идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах, а также в процессы поиска и определения необходимых мер управления рисками. Процессы информирования и консультирования работников в вопросах обеспечения безопасности, гигиены и охраны их здоровья, как должно было быть в соответствии с требованиями, например, стандарта OHSAS 18001:2007, остались не развитыми.
При этом можно констатировать, что совсем различные методики оценки рисков, примененные в различных организациях, дают для работодателя один и тот же результат — это реестры рисков, принятые меры по снижению высоких рисков, или мероприятия по поддержанию соответствующих мер контроля с тем, чтобы риски, признанные приемлемыми, не превысили допустимый уровень. Можно видеть, что все перечисленные результаты, так или иначе, касаются руководителей и их обязанностей и остаются на уровне руководителей.