В современных условиях активного развития общества и рыночной экономики одно из важнейших значений имеет строительная сфера деятельности, в рамках которой производится управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта. Кроме того, отрасль строительства является неотъемлемым элементом системы отечественной экономики, так как именно она детерминирует решение проблем, связанных с вопросами обеспечения жильем, оптимизации фондов, а также модернизации организаций. При этом следует помнить, что строительство имеет специфические характеристики, присущие именно этой отрасли экономики. Поэтому данная отрасль непосредственно связана с разработкой различных инвестиционно-строительных проектов и управлением их стоимостью.
Актуальность темы управления стоимостью инвестиционно-строительного проекта обусловлена тем, что в современных условиях строительная деятельность и управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта оказывает положительное воздействие не только на отдельные субъекты РФ, но и на государство в целом. В связи с этим возникает необходимость активной разработки инвестиционно-строительных проектов и эффективного управления ими.
Управление стоимостью проектов в контексте строительного производства регулируется законодательством РФ.
Основным нормативно-правовым документом, регулирующим управление проектами, в том числе и в сфере строительства, является национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 21500— 2014 «Руководство по проектному менеджменту» [1]. Управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта — это управленческая деятельность, которая направленна на привлечение инвестиций в тот или иной объект строительства. Основной целью управления стоимостью инвестиционно-строительного проекта является обеспечение соответствия стандартам, которые определены законодательством РФ.
Согласно ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2], в качестве центрального звена, входящего в комплекс управления стоимостью инвестиционно-строительного проекта, выступают заказчики, к которым относятся физические и юридические лица, непосредственно занимающиеся разработкой и дальнейшим внедрением этих проектов. Заказчики могут осуществлять строительство за счет собственных денежных средств, в этом случае они автоматически становятся заказчиком-инвестором. В настоящее время управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта сопровождается рядом проблем, которые возникли по причине отсутствия развития рыночных отношений, наличия нестабильности в экономике государства, связанными с различными кризисными ситуациями. К общим таким проблемам можно отнести неполноценность информационной поддержки, а также несогласованность потоков информационных сведений, которые поступают на разных этапах управления проектом в строительстве.