Введение. Активное формирование и развитие рынка коммерческой недвижимости сопровождается вовлечением все большего числа субъектов, участвующих в операциях с недвижимостью, поэтому оценка недвижимости является одной из наиболее востребованных видов оценки и будет актуальна до тех пор, пока будут существовать право собственности или иные права на недвижимость.
Стоимость коммерческой недвижимости определяется множеством факторов, среди которых — месторасположение объекта, характер окружающей застройки, наличие развитой инфраструктуры, хорошая транспортная доступность, объемно-параметрические решения, конъюнктура платежеспособного спроса и др.
Оценка недвижимости крайне важна для составления отчетности, обоснования эффективности инвестиционных решений, страхования объектов недвижимости.
Цель исследования: обоснование основных положений по оценке стоимости коммерческой недвижимости в условиях влияния факторов среды.
Задачи исследования: изучение основных понятий системы знаний о коммерческой недвижимости и ее среде; обоснование подходов к оценке стоимости коммерческой недвижимости; выявление проблем и перспектив развития рынка коммерческой недвижимости.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Исследованы научно-практические публикации в области оценки недвижимости, законодательные акты РФ, нормативные и методические материалы.
Для обработки и систематизации информации использованы методы экспертных оценок, сравнительный анализ, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. Среди разнообразных видов недвижимости особую значимость приобретает коммерческая недвижимость: именно она дает наиболее наглядное представление о движущих механизмах создания конкурентных преимуществ бизнеса.
Коммерческая недвижимость в первую очередь может быть представлена зданиями, сооружениями или земельными участками, которые являются объектами сделок, направленных на получение прибыли или приращение капитала, дохода от аренды, а также инвестиционного дохода в процессе предпринимательской деятельности. Ее условно подразделяют на производственную, торговую, складскую, гостиничную и офисную (табл. 1).