По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу об оценке деятельности таможенных органов: показатели, проблемы совершенствования

Чупина Ж. С. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: lemesheva.87@bk.ru
Кузнецова А. В. выпускница 2020 года по специальности «Таможенное дело», Российский университет дружбы народов

Работа таможенной службы ориентирована на создание условий для эффективного развития, обеспечение своевременности и полноты собираемости таможенных платежей, защиту интересов отечественных производителей, охрану объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Возможность достижения этой цели в решающей степени определяется эффективностью и результативностью деятельности таможенных органов. Анализ и оценка деятельности таможенных органов Российской Федерации осуществляются в соответствии с системой показателей, регулируемых законодательными и нормативными актами на федеральном и ведомственном уровне.

Литература:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

3. Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)"» // СПС КонсультантПлюс.

4. Указ президента России от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2012 № 994 «О системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» // СПС КонсультантПлюс.

6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» // СПС КонсультантПлюс.

8. Приказ ФТС России от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год» // СПС КонсультантПлюс.

9. Приказ ФТС России от 30.10.2017 № 1720 (ред. от 18.01.2019) «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России // СПС КонсультантПлюс.

10. Приказ ФТС России от 19.01.2017 № 86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов» // СПС КонсультантПлюс.

11. Приказ ФТС России от 28.12.2017 № 2121 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» // СПС КонсультантПлюс.

12. Приказ ФТС России от 26.12.2018 № 2131 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» // СПС КонсультантПлюс.

13. Приказ ФТС России от 27.12.2019 № 1979 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России»

14. Лемешева Ж. С. Основы планирования показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. — М., 2018. — 125 с.

15. Руководство по модернизации таможенной службы / Под ред. Люка де Вульфа, Хосе Б. Сокола; Пер. с англ. — Весь Мир, 2007. — 328 с

16. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 882 с.

17. Лемешева Ж. С. К вопросу о теоретических основах оценки результатов хозяйственной деятельности таможенных органов // Актуальные вопросы экономики и управления в российских организациях в инновационной экономике: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции. — 2017. — С. 196–200.

18. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/.

19. Официальный сайт Центральной акцизной таможни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cat.customs.ru/

В приказе ФТС России от 19.01.2017 № 86 с 2017 г. была определена новая система оценки деятельности таможенных органов и утвержден порядок ее разработки [10] (рис. 1):

Система показателей оценки деятельности таможенных органов включает в себя показатели результативности, эффективности и индикативности деятельности таможенных органов, которые с 2017 г. утверждаются приказами ФТС России «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», представляющими перечень таких показателей на текущий год с приложением к ним методик расчета.

Под эффективностью деятельности таможенных органов как комплексной категории следует понимать относительную величину, которая характеризует соотношение эффекта, полученного в результате деятельности таможенных органов, и ресурсов, затраченных на осуществление такой деятельности. Результативность — это уровень достижения поставленных перед таможенными органами целей. А под индикативностью понимают закрепление базовых показателей, применяя экономически обоснованные методы, механизмы и формы.

Методику оценки деятельности таможенных органов можно представить в виде схемы, показанной на рисунке 2.

В качестве примера для понимания того, как осуществляется оценка деятельности в таможенных органах, за основу анализа были взяты Центральная акцизная таможня (далее — ЦАТ), отдел контроля таможенной стоимости (далее — ОКТС), который является структурным подразделением ЦАТ, и данные по выполнению показателей, расчет которых производится ежеквартально по критериям результативности, эффективности и направленности деятельности ее структурных подразделений.

В рамках рассматриваемого ОКТС отметим показатель результативности деятельности «Снижение доли возвратов таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в связи с внесением изменений в сведения о таможенной стоимости товаров».

Для Цитирования:
Чупина Ж. С., Кузнецова А. В., К вопросу об оценке деятельности таможенных органов: показатели, проблемы совершенствования. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: