Утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция развития детско-юношеского спорта в России до 2030 года1 определяет задачи по развитию детско-юношеского спорта, формированию надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва при сохранении и укреплении здоровья юных спортсменов. Государством выстраивается политика по поддержке инноваций в области содержания и технологий вовлечения детей и подростков в занятия спортом. Для эффективной реализации Концепции совершенствуется научно-методическое обеспечение тренировочного процесса юных спортсменов и разрабатывается современный инструментарий управления в данной сфере, в том числе с применением цифровых технологий [1–4].
Система детско-юношеского спорта представляет собой совокупность организаций, ведущих спортивную подготовку детей разных возрастных групп, предусматривает обязательность нормативно-правового регулирования и стандартизации по основным организационным вопросам [5, 6].
Тенденция к ранней спортивной специализации, появившаяся в период 1980–1990‑х гг., приобретает все большую популярность [7]. Однако до настоящего времени нет единых научно обоснованных подходов к регламентации минимального возраста для начала занятий детей разными видами спорта, а также требований к условиям организации занятий, обеспечивающих надежный уровень профилактики рисков травматизма, неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы, психоэмоциональной сферы и иных нарушений здоровья у детей, связанных с занятиями спортом.
В настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы определения оптимальных периодов формирования спортивных способностей у детей разных возрастов, что не позволяет решать задачи определения оптимального минимального возраста начала занятий спортом, вопросы персонификации спортивных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей детей, определения взаимосвязи между показателями объемов и интенсивности физических нагрузок в детско-юношеском спорте и рисками нарушения здоровья детей [8], что подтверждается данными отечественных [9, 10] и зарубежных исследователей [11–13]. Недостаточная проработанность в современной науке этого вопроса диктует необходимость дальнейших исследований в данном направлении, что поможет решению задач в вопросах определения минимального возраста начала занятий детей различными видами спорта, позволит разработать здоровьесберегающие технологии и минимизировать риски здоровью подрастающего поколения, а в конечном итоге всей нации [8, 14].