По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95; 613.72; 613.735 DOI:10.33920/med-08-2510-03

К вопросу об особенностях организации занятий спортом юных спортсменов в современных условиях

Новикова Ирина Игоревна доктор медицинских наук, профессор, директор, ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7, e-mail: novikova_ii@niig.su, https://orcid.org/0000‑0003‑1105‑471X
Романенко Сергей Павлович кандидат медицинских наук, заместитель директора по научной работе, ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7, e-mail: romanenko_sp@niig.su, https://orcid.org/0000‑0003‑1375‑0647
Приходько Антон Юрьевич младший научный сотрудник отдела гигиенических исследований, ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7, e-mail: prihodko_au@niig.su, https://orcid.org/0000‑0002‑8301‑4533
Сорокина Александра Васильевна кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник организационно-методического отдела, ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7, e-mail: sorokina_av@niig.su, https://orcid.org/0000‑0002‑4660‑1368

Актуальность темы определяется недостаточной проработанностью научного обоснования подходов к регламентации минимального возраста для начала занятий спортом юных спортсменов и требований к условиям организации занятий, обеспечивающих надежный уровень профилактики рисков их здоровью. Цель исследования. Оценка организации занятий с юными спортсменами, обеспечивающей условия для достижения высоких спортивных результатов и ключевых принципов безопасности спортивных занятий для здоровья детей. Использовался метод анкетирования тренеров, содержащий вопросы по организации этапов подготовки, включая среднее и максимальное количество детей, занимающихся одномоментно в группах, время продолжительности и количество тренировок в день и в неделю, использования спортивного оборудования, инвентаря и амуниции. В анкетировании приняли участие 411 детских тренеров из 22 субъектов Российской Федерации. Статистический анализ материалов исследования проводился с использованием стандартных методов описательной статистики. Установлено, что 81,5 % детских тренеров имеют высшее профильное образование, 14,8 % — среднее профильное образование и 3,7 % не имели профильного образования. На тренировках с детьми в циклических, сложнокоординационных и игровых видах спорта преобладала игровая форма (от 58,8 до 85,7 %), в единоборствах — соревновательные элементы (61,5 %). Минимальный возраст детей на момент начала занятий ниже оптимального возраста начала занятий, определенного федеральными стандартами по спортивной подготовке в гимнастике и составляет 3 года на этапе спортивно-оздоровительном и 5 лет — на начальном этапе спортивной подготовки, в фигурном катании (4 года — вместо 6 лет), гандболе (8 — вместо 9 лет), хоккее (7 — вместо 8 лет), что создает условия для нарушения здоровья. Результаты исследования подтверждают необходимость практической проработки вопросов методического сопровождения детского спорта в части регламентации требований к условиям для занятий спортом, оптимальному возрасту начала занятий, определения максимального количества детей в одной группе при коллективной форме занятий, что позволит снизить риски здоровью юных спортсменов.

Литература:

1. Долматова Т. В. Зубкова А. В., Акиншев Е. С. и др. Сравнительный анализ моделей научного обеспечения в спорте за рубежом. Теория и практика физической культуры. 2021; 8: 83–85.

2. Зыкова Н. Ю., Гришина Т. С. К проблеме развития детско-юношеского спорта на современном этапе. Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. 2021: 55–59.

3. Квашук П. В., Семаева Г. Н., Маслова И. Н. Некоторые аспекты стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021; 196 (6): 152–155. doi: 10.34835/issn.2308–1961.2021.6.p152–155

4. Рапопорт Л. А., Томилова С. В., Энгин Ю. В. Цифровизация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне. Теория и практика физической культуры. 2020; 5: 9–11.

5. Сейранов С. Г., Булгакова Н. Ж., Евсеев С. П. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Вестник спортивной науки. 2021; 1: 21–27.

6. Двейрина О. А., Терехина Р. Н., Винер-Усманова И. А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020; 187 (9): 77–84. doi: 10.34835/issn.2308–1961.2020.9.p77–84

7. Хвацкая Е. Е., Латышева Н. Е. Проблема ранней спортивной специализации (профессионализации). Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015; 1: 194–201.

8. Новикова И. И., Куликова О. М., Шевкун И. Г. и др. Нормирование физических нагрузок в детско-юношеском спорте как инструмент сохранения здоровья детей: систематический обзор трудов отечественных и зарубежных ученых. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023; 17 (1): 176–187. doi:10.57015/issn1998–5320.2023.17.1.19.

9. Солодовник Е. М. Травматизм на уроках физической культуры: особенности, причины, профилактика. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019;2–1: 165–168. doi:10.24411/2500‑1000‑2019‑10559

10. Якубчик В. А. Художественная гимнастика в жизни детей. Качество жизни населения и экология: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза. Пензенский государственный аграрный университет; 2021: 127–131.

11. McHugh C., Hind K., Cunningham J., et al. A career in sport does not eliminate risk of cardiovascular disease: A systematic review and meta-analysis of the cardiovascular health of field-based athletes. J Sci Med Sport. 2020; 23 (9): 792–799. doi: 10.1016/j.jsams.2020.02.009.

12. Mitchell P. D., Pecheva M., Modi N. Acute musculoskeletal sports injuries in school age children in Britain. Injury. 2021; 52 (8): 2251–2256. doi: 10.1016/j.injury.2021.03.043.

13. Lystad R. P., Curtis K., Browne G.J.et al. Incidence, costs, and temporal trends of sports injury-related hospitalisations in Australian children over a 10‑year period: A nationwide population-based cohort study. J Sci Med Sport. 2019; 22 (2):175–180. doi: 10.1016/j.jsams.2018.07.010.

14. Новикова И. И., Усачева Е. В., Зубцовская Н. А. К вопросу об оптимальном возрасте начала занятий спортом: результаты библиометрического анализа трудов зарубежных и российских ученых. Теория и практика физической культуры. 2023; 1: 25–27.

15. Погосян Т. А. Классификация возрастных периодов у спортсменов. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018; 160 (6): 148–152.

16. Бабикова А. С., Насыбуллина Г. М. Гигиеническая оценка условий и организации тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 309 (12): 41–46. doi:10.35627/2219–5238/2018‑309‑12‑41‑46

17. Флянку И. П., Новикова И. И., Зубцовская Н. А. Методические аспекты гигиенической оценки физической нагрузки детей. Современные проблемы гигиены, токсикологии и медицины труда: сборник статей Научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90‑летию образования ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора. 2020: 298–304.

18. Ачкасов В. В., Бобина О. Н., Пашкова Е. Н. Системный подход к нормированию физических нагрузок через управление структурными образованиями тренировочного процесса. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018;197 (8): 45–53. doi: 10.23951/1609-624X-2018‑8‑191‑195

1. Dolmatova T.V., Zubkova A.V., Selezneva E.A. et al. Foreign sports research models: comparative analysis. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury (Theory and Practice of Physical Culture). 2021; 8: 83–85. (in Russian)

2. Zykova N.Yu., Grishina T.S. On the problem of development of children’s and youth sports at the present stage. Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects. 2021: 55–59. (in Russian)

3. Kvashuk P.V., Semaeva G.N., Maslova I.N. Some aspects of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta (Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta). 2021; 196 (6): 152–155. (in Russian) doi: 10.34835/issn.2308–1961.2021.6.p152–155.

4. Rapoport L.A., Tomilova S.V., Engin Yu.V. Ddigitalization of physical culture and sports sector at regional level. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury (Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury). 2020; 5: 9–11. (in Russian).

5. Seyranov S.G., Bulgakova N. ZH., Evseev S.P. About the concept of development of children’s and youth sports in the Russian Federation. Vestnik sportivnoj nauki (Sports science bulletin). 2021; 1: 21–27. (in Russian).

6. Dveyrina O.A. Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A. On the concept of development of children and youth sports in the Russian Federation. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta (Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta). 2020; 187 (9): 77–84. (in Russian) doi: 10.34835/issn.2308–1961.2020.9.p77–84.

7. Khvatskaya E., Latysheva N. The problem of early sports specialization (professionalization) Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki (Bulletin of Pskov state university. series: psychological and pedagogical sciences). 2015; 1: 194–201. (in Russian).

8. Novikova I.I., Kulikova O.M., Shevkun I.G., et al. Physical activity regulation in children’s and youth sport as a tool tomaintain children’s health: systematic review of the works of russian and foreign scientists. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya (The science of person: humanitarian researches). 2023; 17 (1): 176–187. (in Russian) doi:10.57015/issn1998–5320.2023.17.1.19.

9. Solodovnik E.M. Injuries in physical education classes: features, causes, prevention. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk (International journal of humanities and natural sciences). 2019; 2–1: 165–168. (in Russian) doi:10.24411/2500‑1000‑2019‑10559.

10. Yakubchik V.A. Rhythmic gymnastics in the lives of children. Quality of life of the population and ecology: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference. Penza. Penza State Agrarian University. 2021: 127–131. (in Russian).

11. McHugh C., Hind K., Cunningham J., et al. A career in sport does not eliminate risk of cardiovascular disease: A systematic review and meta-analysis of the cardiovascular health of field-based athletes. J Sci Med Sport. 2020; 23 (9): 792–799. doi: 10.1016/j.jsams.2020.02.009

12. Mitchell P.D., Pecheva M., Modi N. Acute musculoskeletal sports injuries in school age children in Britain. Injury. 2021; 52 (8): 2251–2256. doi: 10.1016/j.injury.2021.03.043

13. Lystad R.P., Curtis K., Browne G.J. et al. Incidence, costs, and temporal trends of sports injury-related hospitalisations in Australian children over a 10‑year period: A nationwide population-based cohort study. J Sci Med Sport. 2019; 22 (2): 175–180. doi: 10.1016/j.jsams.2018.07.010.

14. Novikova I.I., Usacheva E.V., Zubtsovskaya N.A., On the question of the optimal age for starting sports: results of a bibliometric analysis of the works of foreign and russian scientists. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury (Theory and Practice of Physical Culture). 2023; 1: 25–27. (in Russian).

15. Pogosyan T. A Classification of age periods in athletes. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta (Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta). 2018; 160 (6): 148–152. (in Russian).

16. Babikova A. S Nasybullina G.M. Hygienic assessment of conditions and organization of training process in children and youth sports schools. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya — ZNiSO (Public health and life environment). 2018; 309 (12): 41–46. (in Russian) doi:10.35627/2219–5238/2018‑309‑12‑41‑46.

17. Flyanku I.P., Novikova I.I., Zubtsovskaya N.A. Methodological aspects of hygienic assessment of children’s physical activity. Modern problems of hygiene, toxicology and occupational medicine: collection of articles from the Scientific and practical conference with international participation dedicated to the 90th anniversary of the formation of the Federal Budgetary Scientific Institution «Novosibirsk Research Institute of Hygiene» of Rospotrebnadzor. 2020: 298–304. (in Russian).

18. Achkasov V.V., Bobina O.N., Pashkova E.N. System approach to physical activity regulation through the management of structural formations in the training process. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk state pedagogical university bulletin). 2018;197 (8): 45–53. (in Russian) doi: 10.23951/1609624X-2018‑8‑191‑195.

Утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция развития детско-юношеского спорта в России до 2030 года1 определяет задачи по развитию детско-юношеского спорта, формированию надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва при сохранении и укреплении здоровья юных спортсменов. Государством выстраивается политика по поддержке инноваций в области содержания и технологий вовлечения детей и подростков в занятия спортом. Для эффективной реализации Концепции совершенствуется научно-методическое обеспечение тренировочного процесса юных спортсменов и разрабатывается современный инструментарий управления в данной сфере, в том числе с применением цифровых технологий [1–4].

Система детско-юношеского спорта представляет собой совокупность организаций, ведущих спортивную подготовку детей разных возрастных групп, предусматривает обязательность нормативно-правового регулирования и стандартизации по основным организационным вопросам [5, 6].

Тенденция к ранней спортивной специализации, появившаяся в период 1980–1990‑х гг., приобретает все большую популярность [7]. Однако до настоящего времени нет единых научно обоснованных подходов к регламентации минимального возраста для начала занятий детей разными видами спорта, а также требований к условиям организации занятий, обеспечивающих надежный уровень профилактики рисков травматизма, неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы, психоэмоциональной сферы и иных нарушений здоровья у детей, связанных с занятиями спортом.

В настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы определения оптимальных периодов формирования спортивных способностей у детей разных возрастов, что не позволяет решать задачи определения оптимального минимального возраста начала занятий спортом, вопросы персонификации спортивных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей детей, определения взаимосвязи между показателями объемов и интенсивности физических нагрузок в детско-юношеском спорте и рисками нарушения здоровья детей [8], что подтверждается данными отечественных [9, 10] и зарубежных исследователей [11–13]. Недостаточная проработанность в современной науке этого вопроса диктует необходимость дальнейших исследований в данном направлении, что поможет решению задач в вопросах определения минимального возраста начала занятий детей различными видами спорта, позволит разработать здоровьесберегающие технологии и минимизировать риски здоровью подрастающего поколения, а в конечном итоге всей нации [8, 14].

Для Цитирования:
Новикова Ирина Игоревна, Романенко Сергей Павлович, Приходько Антон Юрьевич, Сорокина Александра Васильевна, К вопросу об особенностях организации занятий спортом юных спортсменов в современных условиях. Санитарный врач. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: