По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу об основных направлениях совершенствования аграрного дополнительного профессионального образования

Авторы рассматривают состояние и возможные направления развития аграрного дополнительного профессионального образования, которое должно стать драйвером развития АПК. Обоснован тезис о том, что новые требования к результативности образования означают не овладение профессией, а получение компетенций. В конечном итоге модернизированная система аграрного дополнительного профессионального образования должна обеспечить смену позиции слушателя с узкопрофильного специалиста к активному агенту изменений, формируя компетенции для отраслей АПК. Дополнительное профессиональное образование, в форме углублённой специализации, дополнительной квалификации, может стать выходом из ситуации несоответствия специальности, полученной в вузе, потребностям рынка труда.

Литература:

1. Американские компании перестали ценить диплом о высшем образовании. — URL: https:// newizv.ru/news/world/29-08-2018/amerikanskiekompanii-otkazalis-ot-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 12.10.2020).

2. Глава Минсельхоза назвал среднюю зарплату на селе. — URL: https://fi nance.rambler. ru/realty/44404854/?utm_content=finance_ media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylinkhttps://finance.rambler.ru/ realty/44404854-glava-minselhoza-nazval-srednyuyuzarplatu-na-sele/ (дата обращения: 14.10.2020).

3. Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития. — URL: https://akvobr.ru/kadry_dla_sh_ perspektivy.html (дата обращения: 28.09.2020).

4. Паспорт Национального проекта «Образование». — URL: https://minobrnauki.gov.ru/common/ upload/library/2019/07/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 02.10.2020).

5. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения АПК. — URL: https://www.webeconomy. ru/index.php?page=cat&newsid=1093&type=news (дата обращения: 03.10.2020).

6. Результаты мониторинга численности, состава и движения кадров агропромышленного комплекса Российской Федерации по формам ведомственного статистического наблюдения. — М.: ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2019. — 333 с.

7. Средняя заработная плата в России 2019 по годам и субъектам РФ. — URL: https://infotables.ru/ statistika/31-rossijskaya-federatsiya/1190-zarplata-vrossii-po-godam (дата обращения: 10.09.2020)

8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 12.10.2020).

С учётом изменений, происходящих в социально-экономической ситуации, революционным этапом развития научно-технического прогресса, активным внедрением цифровизации, высоких технологий, автоматизации, искусственного интеллекта и т.п. должна меняться структура, организационные, научно-методические принципы, подходы и методики, повышаться профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования агропромышленного комплекса.

В системе аграрного дополнительного профессионального образования, представленной 21 учреждением ДПО АПК, имеющим статус юридических лиц, и 74 подразделениями вузов накоплен большой научно-методический опыт, сформировались научные и андрагогические школы, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, установлены деловые связи со многими предприятиями АПК. Ведущие учреждения ДПО стали научнометодическими центрами по социальным и кадровым проблемам села, по информационно-консультационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако новые потребности рынка и запросы работодателей требуют изменений и поиска резервов роста в системе аграрного ДПО путём диверсификации его цели и задач, а также модернизационной реорганизации.

Важным мотиватором для развития аграрного дополнительного профессионального образования является необходимость структурных преобразований кадрового обеспечения АПК, нацеленных на ликвидацию следующих негативных тенденций:

— уровень оплаты труда в сельском хозяйстве ниже среднего по экономике (в 2019 г. средняя зарплата в сельском хозяйстве составила 28,4 тыс. руб. в месяц [2], а в целом по стране — 47,5 тыс. руб. [7]);

— старение кадров руководителей и специалистов. Среди руководителей сельскохозяйственных организаций 12,7 % достигли пенсионного возраста, а среди главных бухгалтеров — 21,9 % [6];

— снижение уровня квалификации персонала сельхозпредприятий. Руководители и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 51,5 %, практики — 11 %. Например, с высшим образованием только 35 % инженеров [5], 13 % специалистов по воспроизводству стада (практиков 32,8 %), 20 % руководителей среднего звена не имеют специального образования [6];

Для Цитирования:
И.А. Хлусова, Б.И. Шайтан, Е.Е. Можаев, К вопросу об основных направлениях совершенствования аграрного дополнительного профессионального образования. Ректор ВУЗа. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: