С учётом изменений, происходящих в социально-экономической ситуации, революционным этапом развития научно-технического прогресса, активным внедрением цифровизации, высоких технологий, автоматизации, искусственного интеллекта и т.п. должна меняться структура, организационные, научно-методические принципы, подходы и методики, повышаться профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования агропромышленного комплекса.
В системе аграрного дополнительного профессионального образования, представленной 21 учреждением ДПО АПК, имеющим статус юридических лиц, и 74 подразделениями вузов накоплен большой научно-методический опыт, сформировались научные и андрагогические школы, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, установлены деловые связи со многими предприятиями АПК. Ведущие учреждения ДПО стали научнометодическими центрами по социальным и кадровым проблемам села, по информационно-консультационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Однако новые потребности рынка и запросы работодателей требуют изменений и поиска резервов роста в системе аграрного ДПО путём диверсификации его цели и задач, а также модернизационной реорганизации.
Важным мотиватором для развития аграрного дополнительного профессионального образования является необходимость структурных преобразований кадрового обеспечения АПК, нацеленных на ликвидацию следующих негативных тенденций:
— уровень оплаты труда в сельском хозяйстве ниже среднего по экономике (в 2019 г. средняя зарплата в сельском хозяйстве составила 28,4 тыс. руб. в месяц [2], а в целом по стране — 47,5 тыс. руб. [7]);
— старение кадров руководителей и специалистов. Среди руководителей сельскохозяйственных организаций 12,7 % достигли пенсионного возраста, а среди главных бухгалтеров — 21,9 % [6];
— снижение уровня квалификации персонала сельхозпредприятий. Руководители и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 51,5 %, практики — 11 %. Например, с высшим образованием только 35 % инженеров [5], 13 % специалистов по воспроизводству стада (практиков 32,8 %), 20 % руководителей среднего звена не имеют специального образования [6];