Различные аспекты, связанные с развитием родовспоможения, начиная с обобщающих трудов по истории акушерства и до самых многочисленных исследований контроля рождаемости и даже эмоциональных переживаний рожениц, ярко освещены в европейской литературе. При этом изучение истории акушерства является самостоятельным направлением. Родовспоможение явилось одной из первых сфер приложения женского труда и формирования профессиональной женской идентичности. Еще в первобытном врачевании функцию лечения болезней женщина должна была взять на себя в силу того ответственного положения, которое она занимала в первобытной общине. Она была старшей в семье, в группе родственных семейств и, наконец, в целом роде. Поэтому она должна была беречь благополучие, здоровье и жизнь своих родственников. Именно представительница женского пола, непосредственная основоположница представляла собой главную охранительницу семейного очага. Работа женщин касалась преимущественно той части, которая относилась к жилищу, приготовлению еды, изготовлению одежды. Женщины распознавали, какие именно имеются съедобные и несъедобные части растений. Они обнаруживали свойства кореньев, трав, цветов и другого в качестве ядовитых, рвотных или слабительных эффектов. Не вызывает сомнений приоритет именно женщин в способности более раннего применения на практике целебных действий растений, а также и приготовлении различных лечебных зелий и противоядий. И, конечно, с древнейших периодов женщины принимали непосредственное участие в оказании помощи при родах. Они постепенно аккумулировали свои познания о пуповине, последе и т. п.
В Средневековье акушерство находилось на примитивном уровне. При этом деятельность в сфере акушерства в Средние века расценивалась как низкое и неприличное для врачей-мужчин занятие. Поэтому вся деятельность по родоразрешению оставалась по-прежнему в зависимости от бабок-повитух. Итак, повитуха, повивальная бабка — главное действующее лицо в родовспоможении в течение длительных исторических периодов.