По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

К вопросу об информационном обеспечении контрольно-надзорных функций в сфере землепользования

Липски С. А. д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой земельного права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Демьянова А. Д. аспирант кафедры земельного права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье рассмотрено, насколько состав сведений введенного в 2017 г. Единого государственного реестра недвижимости, а также новый вид наблюдений за состоянием земельного фонда (мониторинг использования земель) позволяют решать задачи государственного земельного надзора. При этом проанализированы наиболее распространенные виды нарушений, выявляемых при осуществлении такого надзора, и их динамика за последние годы.

Литература:

1. Буров М.П. Экономические связи субъектов РФ и формирование новых административных образований межрегионального уровня // Экономическая наука современной России. — 2005. — № 3. — С. 167–173.

2. Волков С.Н. Эффективно управлять земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 9 (128). — С. 1–5.

3. Выпханова Г.В. Правовые проблемы понимания и соотношения земельного надзора и контроля // Аграрное и земельное право. — 2015. — № 1. — С. 19–23.

4. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2011–2015 годах. — М.: Росреестр, 2012–2016.

5. Косинский В.В., Федоринов А.В., Шепарнев А.С. Вопрос совершенствования методики кадастрового учета зон с особым режимом использования территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2014. — № 4. — С. 71–77.

6. Липски С.А. Правовые аспекты ненадлежащего использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и принудительного прекращения прав на них // Право и инвестиции. — 2012. — № 3–4. — С. 36–40.

7. Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. — 2013. — № 6. — С. 20–25.

8. Липски С.А. Управление землепользованием и развитие земельно-информационных систем // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2002. — № 6. — С. 81–100.

9. Шеломенцев В.Н. Перспективы территориально-правового устройства Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 4. — С. 69–72.

Земельное законодательство предусматривает, что контрольно-надзорные полномочия в сфере землепользования возложены не только на государственные и муниципальные органы, но и на общественные организации. При этом государственные структуры осуществляют надзор, а остальные — контроль. Но до 2011 г. все эти мероприятия назывались земельным контролем, разница между которыми состоит в том, что контроль — это одна из функций управления (не важно — отдельным предприятием, отраслью, государством), и контролирующие структуры (государственные, муниципальные, корпоративные) наделяются исполнительной властью. Надзор же — это непрерывные наблюдения и проверка, связанные с обеспечением неукоснительного исполнения законов, причем надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Современный государственный земельный надзор (далее — госземнадзор) по своему содержанию и основной форме (проверки) является немного измененным государственным контролем за использованием и охраной земель, который велся еще в советский период.

Новая, предусмотренная с 2015 г. форма госземнадзора — административные обследования — стала одним из существенных отличий от прежнего контроля. Такие обследования заключаются в том, что должностные лица органов госземнадзора без взаимодействия с правообладателями земельных участков исследуют их состояние и способы использования на основании информации, имеющейся во всех доступных легальных источниках. Например, изучая открытые источники информации, вполне можно обнаружить факт нецелевого использования земельного участка (который предназначен для сельскохозяйственного производства, а по факту — там построен магазин).

Это и ряд других обстоятельств обусловливают повышение требований к информации о состоянии земель. Рассмотрим, насколько запросам госземнадзора соответствуют нынешняя организация ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и мониторинга земель, а также система их показателей.

Самым распространенным нарушением земельного законодательства на протяжении последних лет является самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (в настоящее время это 45,9% всех выявленных нарушений). Тренд числа таких нарушений в 2010–2015 гг. составляет 50,8–67,3– 76,2–80,6–83,9–67,9 тыс., т. е. их число увеличивалось на протяжении всего этого периода, но в 2015 г. сократилось на 19%. Среди других часто выявляемых нарушений (в порядке убывания их распространенности):

Для Цитирования:
Липски С. А., Демьянова А. Д., К вопросу об информационном обеспечении контрольно-надзорных функций в сфере землепользования. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: