Земельное законодательство предусматривает, что контрольно-надзорные полномочия в сфере землепользования возложены не только на государственные и муниципальные органы, но и на общественные организации. При этом государственные структуры осуществляют надзор, а остальные — контроль. Но до 2011 г. все эти мероприятия назывались земельным контролем, разница между которыми состоит в том, что контроль — это одна из функций управления (не важно — отдельным предприятием, отраслью, государством), и контролирующие структуры (государственные, муниципальные, корпоративные) наделяются исполнительной властью. Надзор же — это непрерывные наблюдения и проверка, связанные с обеспечением неукоснительного исполнения законов, причем надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.
Современный государственный земельный надзор (далее — госземнадзор) по своему содержанию и основной форме (проверки) является немного измененным государственным контролем за использованием и охраной земель, который велся еще в советский период.
Новая, предусмотренная с 2015 г. форма госземнадзора — административные обследования — стала одним из существенных отличий от прежнего контроля. Такие обследования заключаются в том, что должностные лица органов госземнадзора без взаимодействия с правообладателями земельных участков исследуют их состояние и способы использования на основании информации, имеющейся во всех доступных легальных источниках. Например, изучая открытые источники информации, вполне можно обнаружить факт нецелевого использования земельного участка (который предназначен для сельскохозяйственного производства, а по факту — там построен магазин).
Это и ряд других обстоятельств обусловливают повышение требований к информации о состоянии земель. Рассмотрим, насколько запросам госземнадзора соответствуют нынешняя организация ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и мониторинга земель, а также система их показателей.
Самым распространенным нарушением земельного законодательства на протяжении последних лет является самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (в настоящее время это 45,9% всех выявленных нарушений). Тренд числа таких нарушений в 2010–2015 гг. составляет 50,8–67,3– 76,2–80,6–83,9–67,9 тыс., т. е. их число увеличивалось на протяжении всего этого периода, но в 2015 г. сократилось на 19%. Среди других часто выявляемых нарушений (в порядке убывания их распространенности):