По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

К вопросу об экономическом и юридическом содержании минимального размера оплаты труда

Ю. А. Кучина канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева, E-mail: kuchinau@mail.ru

В условиях закрепления в Конституции РФ принципа уважения человека труда провозглашенный в качестве государственной гарантии минимальный размер оплаты труда становится основным индикатором реализации одной из национальных целей развития России — повышения благополучия людей. Автором проводится анализ минимального размера оплаты труда как экономической и юридической категории, подчеркивается роль Конституционного Суда РФ в наполнении данной государственной гарантии по оплате труда сущностными характеристиками в условиях отсутствия соответствующего законодательного определения.

Литература:

1. Социальный бюллетень № 13. Зарубежная практика пр менения механизма минимал ной заработной платы [Электроный ресурс]. — URL: https:// ac.gov.ru/uploads/2-Publications/social/_ бюллетень_№_13_%28МРОТ%29_ФИН. pdf.

2. Minimum Wage-Fixing Machinery. An International Study of Legislation and Practice / Study of International Labour Organization. — Geneva, 1927.

3. Общий обзор докладов о Конвенции об установлении минимальной заработной платы 1970 года (№ 131) и Рекомендации об установлении минимальной заработной платы 1970 года (№ 135) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ilo.org/ resource/conference-paper/ilc/103/ general-survey-reports-minimum-wagefixing-convention-1970-no-131-and.

4. Ивановская Л.А. Влияние минимальной зарплаты на рынок труда // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 4. — С. 342.

5. Жмачинский В.И., Чернева Р.И. Минимальная заработная плата как фактор повышения уровня и качества жизни // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — Т. 16. — № 8. — С. 1509.

6. Кравцевич С.В. Влияние минимального размера оплаты труда на воспроизводство рабочей силы на российском рынке труда // Национальная ассоциация ученых (НАУ). — 2020. — № 59. — С. 38.

7. Константинова Д.С. Исторические и современные подходы к установлению минимального размера оплаты труда // Эконо мика труда. — 2021. — Т. 8. — № 12. — С. 1422.

8. Корнейчук Б.В. Новая методика расчета прожиточного минимума: проблемы теории и практики // Экономическая политика. — 2021. — Т. 16. — № 6. — С. 121.

9. Верховный суд РФ отозвал позицию по МРОТ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bnkomi.ru/ data/news/5078/ (дата обращения: 20.12.2024).

10. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/654220-8 (дата обращения: 20.12.2024).

11. Молчанов Р. Ю. О дифференциации минимального размера оплаты труда // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». — 2021. — № 4. — С. 47.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи отнесены к первой национальной цели развития России как минимум до 2036 г. Одной из задач, решение которой позволит приблизиться к достижению данной цели, названо обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 г. более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц. Обращение к минимальному размеру оплаты труда неслучайно: «из средства защиты прав на справедливую оплату труда домашних, сельскохозяйственных работников и женщин он превратился в инструмент борьбы с нищетой, решения проблем социального неравенства, в один из базовых социальных стандартов» [1].

В законодательстве государств, занимающихся социальной стандартизацией, как раз и представлен такой подход: например, в Республике Казахстан минимальный размер месячной заработной платы наряду с продолжительностью ежедневной работы (рабочей смены) и основным оплачиваемым ежегодным трудовым отпуском отнесен к минимальным социальным стандартам в сфере труда (Закон Республики Казахстан от 19.05.2015 № 314-V ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях»), а в Республике Беларусь минимальная заработная плата (месячная и часовая), а также тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, определяемые по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки), составляют государственные минимальные социальные стандарты в области оплаты труда (Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах»).

Тем не менее, появившись более века назад (впервые МРОТ был введен в 1894 г. в Новой Зеландии), единого понимания, что представляет собой минимальный размер оплаты труда, так и не было достигнуто. Изначально предложив понимать под МРОТ «минимум, достаточный для поддержания приемлемого уровня жизни занятого населения в конкретной стране в определенное время» [2], эксперты Международной организации труда со временем скорректировали определение до «минимального размера вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращен по коллективному или индивидуальному трудовому договору» [3].

Для Цитирования:
Ю. А. Кучина, К вопросу об экономическом и юридическом содержании минимального размера оплаты труда. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: