Мы уже привыкли описывать мировую экономику в терминах глобализации, хотя этот общемировой тренд и вызывает много вопросов. Тем не менее можно со всей уверенностью наблюдать целый ряд глобальных особенностей нынешнего развития мировой экономической системы, которые так или иначе влияют на международную экономику в целом.
Можно обозначить целый ряд позитивных аспектов и направлений мирового экономического развития, но значительно большей ценностью обладают знания, определяющие глобальные экономические риски, угрозы и проблемы, поскольку именно они и являются главным сдерживающим фактором роста мировой экономики. Коротко сформулируем лишь некоторые наиболее значимые из них.
Во-первых, продовольственная проблема, проблема голода и отсутствия регулярного здорового питания. Не надо думать, что этот вопрос актуален только для развивающихся стран. Нехватка продовольствия характерна и для стран так называемого золотого миллиарда. То есть утверждать, что данный вопрос решен в какой-то из частей мира преждевременно. Даже в России с нашим масштабным производством сельскохозяйственной продукции говорить о реальной продовольственной безопасности пока не представляется возможным. Если смотреть на сбалансированность рациона наших граждан, то здесь точно необходимо констатировать наличие значительного недостатка ежедневного потребления целого комплекса белков, витаминов и прочего, которые необходимо постоянно восполнять ростом употребления в пищу натуральной продукции животноводства и растениеводства.
Вторая проблема — доступность энергетических ресурсов. Она также характерна для всех частей света и тоже далека от решения. Стабильно высокие цены, скажем, на СПГ, не вышедшие на масштабное производство предприятия альтернативной энергетики, зависимость энергетических рынков от логистики и прочее добавляют дополнительные риски и турбулентность.
Третья проблема — проникновение технологий. Здесь важно понимать, что очередная технологическая революция не только не решила стоящие перед мировой экономикой задачи, но и сформировала новые. Среди них: растущее потребление энергии, нерешенность проблемы высвобождающейся рабочей силы, вопросы персональной безопасности человека и т. п. При этом во многих экономиках технологичность сопровождается архаичностью, что порождает диссонанс и обостряет накапливающиеся в связи с этим проблемы. Стоит еще добавить вызовы технологического суверенитета, что актуально не только для России, но и для большинства амбициозных стран БРИКС и Глобального Юга.
Четвертый проблемный аспект — сохраняющаяся эксплуатация Глобального Юга со стороны коллективного Запада, выражающаяся как в выкачивании последним всевозможных ресурсов (начиная с природных и заканчивая интеллектуальными), так и навязыванием рынкам Глобального Юга потребительских моделей поведения, удобных и выгодных коллективному Западу. Добавим сюда проблемы глобального экономического неравенства и установления полноценной субъектности Глобального Юга, которые сейчас начали частично решаться через повышение статуса объединения БРИКС в глобальных политико-экономических отношениях.
Пятая проблема — экологическая. И здесь я говорю не о пресловутой «углеродной нейтральности», а про масштабное воздействие человека на окружающую природную среду, которое крайне значительно как с точки зрения производства бытового и промышленного мусора, так и в рамках воздействия на природу через расширение масштабов присутствия в ней человека: транспорт, связь, строительство городов, добыча полезных ископаемых… Экологические риски уже давно имеют экономические проявления, и рост влияния этого фактора на экономику будет только возрастать.
Шестой проблемный комплекс — прогрессирующий политический раскол мира. Коллективный Запад со своими псевдодемократическими ценностями и двойными стандартами уже давно потерял моральное право быть идеологическим ядром мира. Иные центры в формирующемся полицентричном мире пока не предложили универсальных глобальных идеологических парадигм, хотя работа в этом направлении ведется. Россия вместе с другими странами ШОС и БРИКС исповедует глобальную идеологию уважения суверенитета каждой державы, ее политических реалий и традиционных духовно-нравственных ценностей. Этот подход находит понимание в странах мирового большинства, но политико-экономическое (а часто и военное) давление коллективного Запада все еще играет свою дестабилизирующую роль.
Наконец, седьмой проблемой является международная безопасность (точнее, ее отсутствие), которая влияет на экономическое развитие на всех без исключения континентах, формируя риски как для мировой торговли, так и для производства необходимых товаров и услуг — от продовольствия до энергоносителей. Традиционные логистические маршруты также подвержены данным рискам. Исходя из этого, экспорт безопасности становится отдельной экономической деятельностью, способной актуализировать целый ряд факторов поступательного экономического развития.
В заключение уместно отметить, что ни один из обозначенных выше рисков не является абсолютным. Скажу больше, большинство из них имеет неэкономическую природу, но при этом играет колоссальное экономическое значение. Тем не менее с каждой проблемой можно работать, вопрос лишь в наличии институциональных оснований, политической воли и экономической целесообразности.