Особенностью организации и оплаты ПСМСПст в территориальной системе ОМС в Рязанской области являются учет и возмещение затрат стоматологических медицинских организаций, понесенных в результате оказания ПСМСПст, в условных единицах трудоемкости (далее — УЕТ), так называемый ретроспективный способ оплаты [1].
Удовлетворенность пациентов ПСМСПст — один из критериев качества медицинской, в данном случае стоматологической, медицинской помощи, утвержденный в составе Программы государственных гарантий. Изучение удовлетворенности населения актуально в целях совершенствования организации ПСМСПст.
Цель нашего исследования — изучить мнение пациентов о доступности и удовлетворенности ПСМСПст, в том числе для совершенствования ее организации и оплаты в системе ОМС.
Предметом исследования является доступность и удовлетворенность ПСМСПст.
Объект исследования — пациенты, которым оказывалась ПСМСПст.
Основной метод сбора первичной медико-социологической информации — анонимное анкетирование с использованной разработанной авторами «Анкеты пациента» [3].
В целях апробирования данной анкеты нами проведено пилотное исследование на базе достаточно мощного государственного бюджетного учреждения Рязанской области — ведущей городской стоматологической поликлиники, оказывающей ПСМСПст как в рамках территориальной программы ОМС, так и на возмездной основе (платные стоматологические услуги), в результате которого в разработку вошла 281 анкета.
В ходе пилота особое внимание нами уделялось изучению мнения пациентов о влиянии источника оплаты на мнение пациентов о качестве оказания ПСМСПст.
По результатам одномоментного выборочного исследования, с использованием метода случайной бесповторной выборки и медико-социологического инструментария, с обобщением и анализом данных субъективной оценки и удовлетворенности пациентов ПСМСПст нами были изучены аспекты удовлетворенности и субъективного мнения о качестве данного вида медицинской помощи в целях совершенствования его организации и оплаты в системе ОМС.