Влияние инфекции COVID-19 на сосудистую систему. Будь то странная сыпь на пальцах ног или сгустки крови в мозге, широко распространенные повреждения при COVID-19 все чаще заставляют исследователей сосредоточиться на том, как новый коронавирус нарушает работу кровеносных сосудов.
По мере того, как ученые лучше узнали об этой болезни, они сосредоточились на сосудистой системе — сети артерий, вен и капилляров организма, простирающейся более чем на 60 000 миль.
Некоторые из самых ранних представлений о том, что COVID-19 может действовать как сосудистое заболевание, были получены в результате изучения последствий наиболее серьезных инфекций. Они показывают, что вирус деформирует критически важную часть нашей сосудистой инфраструктуры: единственный слой клеток, выстилающий внутреннюю часть каждого кровеносного сосуда, известный как эндотелиальные клетки или просто эндотелий.
В исследовании, опубликованном летом 2020 года, международная группа исследователей сравнили ткани легких людей, умерших от COVID-19, с тканями людей, умерших от гриппа. Они обнаружили резкие различия: в тканях легких жертв COVID было в девять раз больше крошечных сгустков крови («микротромбов»), чем у жертв гриппа, а легкие, инфицированные коронавирусом, также имели «тяжелые эндотелиальные повреждения».
Лабораторные эксперименты показали, что коронавирус может инфицировать сконструированные эндотелиальные клетки человека.
Также возможно, что проблемы начинаются где-то в другом месте и эндотелиальные клетки несут побочные повреждения, поскольку иммунная система реагирует, а иногда и слишком остро, на вторгающийся вирус.
Эндотелиальные клетки выполняют множество важных функций; к ним относятся предотвращение свертывания крови, контроль артериального давления, регулирование окислительного стресса и защита от патогенов.
В Испании при биопсии кожи характерных красных поражений на пальцах ног, известных как обморожения, в эндотелиальных клетках были обнаружены вирусные частицы, что привело авторов к выводу, что «повреждение эндотелия, вызванное вирусом, может быть ключевым механизмом».