По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу о целях и содержании обучения

Цель обучения — это его определяющее начало, влияющее на содержание, методы, средства обучения. Бесцельное обучение неизбежно будет безрезультатным. Всю историю педагогики можно представить как цепь сменяющих друг друга целей образования, их зарождения, осуществления и отмирания. Цели образования задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Литература:

1. Беспалько В.П. и др. Системнометодическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. — М.: Высшая школа, 1989.

2. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — М.: Высшая школа, 1959.

3. Грушевская С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе. — М.: Мысль, 2015.

4. Рейтинг в учебном процессе вуза. Опыт. Проблемы. Рекомендации / Под ред. И.И. Барсукова и др. — М.: Высшая школа, 2012.

5. Селезнёва Н.А. и др. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе компьютерных технологий. Проблемы оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. — М.: Высшая школа, 2015.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект пресс, 2015.

7. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2007.

8. Тезисы докладов участников школы-семинара «Научные проблемы тестового контроля знаний», 14–18 марта 2014 г. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.

9. Фетискин Н.П. Психоэмоциональное обеспечение компьютерного обучения. Психологические проблемы применения ЭВМ в процессе обучения. — М.: Знание, 2010.

из досье

Евгений Евгеньевич Можаев, научный руководитель Научного центра фундаментальных и прикладных исследований, профессор, доктор экономических наук, почётный работник высшего профессионального образования

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос, для чего учить. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, чему учить, какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п.

В реальной педагогической практике цели часто вообще не рефлексируются и не описываются. В других случаях указываются цели слишком общие и неопределённые — обеспечить фундаментальную подготовку в такой-то области, научить творчески применять знания на практике и т.п. Но чаще всего описание целей подменяется простым указанием на содержание обучения и воспитания, перечнем знаний, умений, убеждений, которые должен приобрести учащийся. Разумеется, овладение конкретным знанием или умением может выступить в качестве промежуточной педагогической цели, но только в том случае, если будут заданы способы оценки фактического достижения этой цели, то есть способы определения того, действительно ли учащийся овладел этими знаниями и умениями.

В.П. Беспалько называет способ описания педагогических целей, отвечающих этому требованию, «диагностичным заданием цели». Он также предложил качественную шкалу для оценки уровня знаний и умений в зависимости от того, какой вид деятельности они могут информационно обеспечить: 1) узнавание информации; 2) воспроизведение информации; 3) совершение продуктивности деятельности по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность); 4) осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программы (творческая деятельность).

Для Цитирования:
Евгений Можаев, К вопросу о целях и содержании обучения. Ректор ВУЗа. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: