из досье
Константин Александрович Чуркин,
профессор, кандидат исторических наук, директор Центра профессиональной адаптации и трудоустройства студентов и выпускников Омского государственного педагогического университета
Уже продолжительное время специалистами, изучающими рынок труда, фиксируются диспропорции в подготовке работников ряда отраслей. Чаще всего упоминается избыточность подготовки специалистов в области гуманитарных наук, экономики и управления. С лёгкой руки некоторых экспертов к ним порой стали причислять и педагогов. Так, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования М.Л. Агранович в интервью для РИА «Новости» озвучил цифры, свидетельствующие о переизбытке в подготовке учителей. Ежегодную дополнительную потребность в выпускниках педагогических заведений он рассчитал как сумму вакансий в школах (8 тыс. мест) и приёма в них молодых педагогов (27 тыс. чел.) в количестве 35 тыс. чел., а объёмы подготовки определил в количестве 145 тыс. чел. (105 тыс. чел. — ВПО, 40 тыс. чел. — СПО), сделав выводы о трёхкратном превышении подготовки учителей над потребностью1 .
Что можно сказать? Печально, что аналитики, ответственные за качество информации, по которой принимаются управленческие решения, и причисляемые к знатокам по вопросам образования, поверхностно судят о проблеме потребности в педагогических кадрах.
из досье
Сергей Георгиевич Киселёв,
социолог Центра адаптации и трудоустройства выпускников и студентов Омского государственного педагогического университета
Обратимся к статистике. Если взглянуть на структуру выпуска вузов в 2012 г. (именно по этому году Министерством образования в разделе «Открытые данные» приводится отчёт ВПО-1), то выяснится, что из 106 тыс. выпускников, обучавшихся по направлению «Образование и педагогика» по всем формам обучения, 26 тыс. вовсе не являются учителями школ (7 тыс. чел. — дошкольные педагоги, 6 тыс. чел. — мастера производственного обучения, 13 тыс. чел. — специалисты по специальной коррекционной педагогике и социальные педагоги), а также 4 тыс. чел. — бакалавры, продолжившие обучение в магистратуре. Более того, свыше половины выпуска составляют студенты заочного отделения, брать которых в расчёт, как это делает М.Л. Агранович, по меньшей мере некорректно. Выпускники-заочники, как правило, уже где-либо работают и получают высшее образование не для смены сферы деятельности, а для повышения статуса и должностного роста на своём рабочем месте.