Мониторинг механизмов регулирования гражданско-правового характера размещения публичных заказов позволяет исследовать проблемы, возникающие в процессе определения поставщика для публичных и муниципальных нужд. Сам процесс публичных закупок ориентирован на конкуренцию, которая подразумевает, что каждый из участников закупок предлагает наиболее качественные товары, работы и услуги по наименьшей цене. Таким образом, заказчик экономит бюджетные средства и получает необходимый продукт наивысшего качества. Именно принцип конкуренции является основополагающим в системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее Федеральный закон 44-ФЗ). Участниками закупок могут быть любые организации и индивидуальные предприниматели1 .
На современном этапе экономического развития эффективное расходование денежных средств государственного бюджета выступает одним из ключевых факторов социального и экономического развития страны.
Участники публичных закупок — это юридические лица или индивидуальные предприниматели, претендующие на заключение контракта, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места нахождения капитала. Стоит отметить, что к участию в публичных закупках допускаются и физические лица без образования индивидуального предпринимателя. Таким образом, контрактная система дает возможность участия в торгах практически любому желающему. Существует возможность делегировать полномочия доверенным представителям, которые имеют на это соответствующие документы.
Требования к участникам публичных закупок:
1. Участники должны соблюдать требования законодательства РФ по отношению к лицам, занимающимся поставками товаров и выполнением работ, относящихся к торгам.
2. Участник торгов не может быть признанным банкротом, в отношении него не должны быть инициирована процедуры ликвидации или открыто конкурсное производство.