К документам налоговой отчетности относят налоговые декларации, журналы учета счетов-фактур, расчеты авансовых платежей по налогам, сведения о доходах физических лиц, а также отчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование и т.п. [1–5]. Перечень весьма обширен, однако часть отчетов, скорее всего, никогда не понадобятся.
Рассмотрим новые правила работы с наиболее распространенными документами (рис. 1).
Следует отметить: если учреждение получило доход от источников за пределами России, оно может воспользоваться вычетом по налогу на прибыль (ст. 311 НК РФ).
Для этого вместе с декларацией о доходах, которые получены за рубежом, представляют документы, подтверждающие уплату налога за пределами России. Такую декларацию учреждение составляет в своих интересах, поэтому сроки ее подачи в инспекцию законодательно не ограничены [6–8].
Также следует отметить, что сведения о среднесписочной численности подаются независимо от того, есть в учреждении сотрудники или нет (п. 3 ст. 80 НК РФ, письма Минфина России от 04.02.2014 № 03-02-07/4390, от 20.07.2009 № 03-02-07/2-124).
Если учреждение обнаружило в ранее сданной декларации неточности или ошибки, которые исказили налоговую базу, нужно подать уточненную налоговую декларацию. Делать это нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для представления уточненных деклараций в налоговую инспекцию законодательно не установлены (п. 1 ст. 81 НК РФ).
ФНС по согласованию с Минфином утверждает формы и электронные форматы налоговых деклараций и расчетов, а также порядок их заполнения и представления по телекоммуникационным каналам связи. Большинство форм отчетности соответствуют этому требованию. Однако отдельные формы были введены в действие приказами финансового ведомства. Их можно применять до тех пор, пока налоговая служба не издаст приказы об утверждении новых документов (п. 14 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
ФНС должна обеспечивать учреждения бланками налоговой отчетности бесплатно (рис. 2, 3).