По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

К вопросу о соотношении содержания и результатов обучения по рабочим программам дисциплин

Р.Е. Булат доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Х.С. Байчорова кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург

В рамках изучения особенностей соотношения содержания и результатов обучения по рабочим программам дисциплин авторами доказывается, что исключение из нормативных требований примерных образовательных программ и первостепенность роли спланированных результатов обучения по дисциплинам привели к утрате значимости дидактических единиц в содержании дисциплин. В результате анализа требований нормативных документов выявлено, что требования по формированию учебных групп и учебных потоков из различных специальностей и (или) направлений подготовки должны быть уточнены разъяснениями по условиям их реализации в зависимости от корреляции объемов одноименной дисциплины в различных образовательных программах, а также соотношений контактной и самостоятельной работы, соотношений лекционных и семинарских занятий, форм текущего контроля, форм промежуточной аттестации, планируемых результатов обучения, то есть формируемых компетенций.

Литература:

1. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования / Р.Е. Булат // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 136.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.05.2021 № 144-ФЗ. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_384894/ (дата обращения 05.01.2024).

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 24.09.2022 № 371-ФЗ. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427331/ (дата обращения 05.01.2024).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (с изменениями на 2 марта 2023 года), утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 6 апреля 2021 года № 245. URL: https://base.garant.ru/4026 18156/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения 05.01.2024).

5. Нормативно-правовые основы высшего образования и научно-исследовательской деятельности / Х.С. Байчорова, Р.Е. Булат, Т.В. Иванова. Санкт-Петербург, 2022. 224 с. ISBN 978-5-907489-87-5. EDN SNMIRD.

6. Качество образования: рост, развитие или преобразование? / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова // Юрист вуза. 2023. № 5. С. 3-10. EDN VYQJBW.

7. Правовые нормы и психологическое сопровождение управления персоналом: научное изд. / Р.Е. Булат // Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2010. 197 с. ISBN 978-591584-023-8. EDN QRQDST.

8. Правовые аспекты применения наименований в высшем образовании: сборник трудов конференции. / Р.Е. Булат, Н.Р. Мурзаев // Социально-экономические процессы современного общества. Чебоксары: ИД «Среда», 2023. С. 110–114. ISBN 978-5-90768870-4. DOI 10.31483/r-107774.

9. К вопросу применения терминов в системе образования / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: материалы III Всероссийской НПК / Чебоксары: «ИД «Среда», 2023. С. 19-26. DOI 10.31483/r-105571. EDN BLWUPP.

10. Правовые особенности терминов в образовании / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова // Юрист ВУЗа. 2023. № 11. С. 26–31. EDN PBILWE.

11. Нормативно-правовые основы развития качества высшего образования на основе активизации деятельности специалистов в области методической работы / М.А. Каракчиева, Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова // Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: Сборник научных трудов Международной НПК / Под общей редакцией Р.Е. Булата. СПбУ ГПС МЧС России: «НПО ПБ АС», 2022. С. 140–146. EDN ETUWHG.

Сложившаяся практика деятельности каждого Федерального учебно-методического объединения (далее — ФУМО) включала их взаимодействие с профильными советами по профессиональным квалификациям Национального агентства развития квалификаций и организациямизаказчиками профессиональной подготовки. В результате такого взаимодействия и изучения особенностей дальнейшей профессиональной деятельности выпускников ФУМО разрабатывало и рекомендовало содержание (дидактические единицы) для каждой дисциплины по курируемым направлениям подготовки (специальностям). Соответственно, одноименные дисциплины в примерных образовательных программах по разным направлениям подготовки (специальностям) могли иметь обоснованные различия в своем содержании, которые обусловливались потребностями дальнейшей профессиональной деятельности выпускников [1].

Исключение примерных образовательных программ из нормативных требований привело к утрате рекомендуемого содержания (дидактических единиц) каждой дисциплины к включению в учебные планы по различным направлениям подготовки (специальностям), которые курировали ФУМО. Потеря нормативной значимости примерных образовательных программ обусловила актуальность самостоятельного научно-методического обоснования и практической разработки дидактических единиц содержания рабочих программ дисциплин (далее — РПД) самими образовательными организациями высшего образования (далее — ОО ВО) [2, 3].

При этом дальнейшее распространение компетентностного подхода в нормативных требованиях и методических указаниях и рекомендациях привело к тому, что и сами дидактические единицы содержания дисциплины стали вторичны по отношению к первостепенной роли спланированных результатов обучения по этой дисциплине: к компетенциям, которые и должна сформировать данная дисциплина [4]. Поэтому на практике это реализуется так, что при наполнении учебного плана дисциплинами его разработчик руководствуется запланированными результатами освоения образовательной программы — компетенциями [5]. Однако разработчик не всегда учитывает традиционно сложившееся содержание дисциплин и предполагает не более чем способность той или иной дисциплины сформировать заданную им компетенцию. Поэтому в дальнейшем разработчик РПД вынужден подстраивать дидактические единицы дисциплины под результаты обучения, уже спланированные ей (дисциплине) разработчиком учебного плана [5].

Для Цитирования:
Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, К вопросу о соотношении содержания и результатов обучения по рабочим программам дисциплин. Юрист ВУЗа. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: