В сфере медицины, применения в отношении человека биомедицинских технологий, как в мало какой иной области общественных отношений, сталкиваются, нелинейно коррелируют и сложноструктурно взаимодействуют нормы санкционированного государством медицинского права и нормы двух внеправовых систем нормативной регламентации – биоэтики как системы регламентации (lex biomedica) и систем канонических установлений религиозных организаций исторически представленных религий (lex canonica). И это взаимодействие нередко предопределяет контраверсию основанного на каждой из этих систем нормативной регламентации отношения к фундаментальным вопросам человеческого здоровья, достоинства личности, бытия.
Одним из таких фундаментальных вопросов является содержание понятия «человек» («человеческое существо», «лицо»). Это один из важнейших и самых сложных вопросов не только биоэтики, но и медицинского права, в целом юридической науки и практики, отражающий не только относимость существа к конкретному биологическому виду, но и носителя определенной правосубъектности, определенных прав и обязанностей.
Согласно определению Е. А. Козлачковой, «человек (физическое лицо) представляет собой субъект права, который характеризуется единством биологического тела, рожденного естественным путем от сожительства мужчины и женщины (это первый признак – биологический аспект), способностью осознавать себя в качестве отдельного субъекта общественных отношений (это второй признак – психический аспект) и возможностью реализовывать права и обязанности, установленные в обществе (это третий признак – социальный аспект). Иными словами, человек представляет собой триединую биопсихосоциальную сущность, которая и находит свое отражение в традиционном праве» [2, с. 16–17].
Таких определений (существенно более философских, нежели юридических) в научной литературе представлено немало, однако проблему создания ясной правовой дефиниции рассматриваемого понятия они решить пока не позволяют.
Данный вопрос является открытым – как для медицинской науки и биоэтики, так и для юридической науки, не имея полностью исчерпывающих ответов. До настоящего времени отсутствует единый подход к определению человека, прежде всего – в части применения к человеку биотехнологий.