Без разработки дальнейших мер по формированию и развитию новых подходов к дополнительному профессиональному образованию проблема обеспечения аграрной отрасли специалистами, ориентированными на инновационное преобразование сельского хозяйства на основе принципов импортозамещения и достижение параметров продовольственного и технологического суверенитета, существенно усугубится.
В ведении Минсельхоза России находится 21 учреждение дополнительного профессионального образования. Обучение за счет средств федерального бюджета в 2021 г. прошли 36,79 тыс. человек, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий — 23,7 тыс. человек. Из них: руководители сельскохозяйственных организаций — 3,2 тыс. человек, специалисты инженерной службы — 1,9 тыс., экономисты — 0,9 тыс., бухгалтеры — 1,7 тыс., агрономы — 2,4 тыс.; зоотехники — 2,2 тыс.; специалисты ветеринарной службы — 4,3 тыс., специалисты кадровой службы — 1,1 тыс., руководители и специалисты организаций малых форм хозяйствования — 3,2 тыс., работники сельского хозяйства, относящиеся к иным категориям — 4,6 тыс. человек.
Система дополнительного профессионального образования играет особую роль в кадровом обеспечении и нацелена на решение задачи оперативного реагирования на потребности рынка труда в АПК, запросы работодателей и специалистов, формирование новых профессиональных компетенций.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.