По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 : 338.43 DOI:10.33920/sel-06-2303-04

К вопросу о роли дополнительного профессионального образования в развитии отечественной агросферы в условиях внешних вызовов

В. Г. Новиков д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ДПО РАКО АПК
Е. В. Шестакова канд. с.-х. наук, доцент, ФГБОУ ВО РГАЗУ
В. П. Мелешкин аспирант, ФГБОУ ДПО РАКО АПК
А. Б. Худяков аспирант, ФГБОУ ДПО РАКО АПК

Успешное развитие сельского хозяйства, повышение обеспеченности страны продовольствием собственного производства, снижение товарной, а главное, технологической зависимости от зарубежных стран во многом зависят от уровня укомплектованности организаций агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить в условиях ускоренного импортозамещения эффективное и динамическое функционирование агропромышленного производства. Существенная роль в решении этой задачи принадлежит системе дополнительного профессионального образования, призванной обеспечить быструю профессионализацию кадров с учетом требований к профессиональным компетенциям современных рабочих мест. В статье также выявлен ряд ограничений, не позволяющих настоящей системе аграрного ДПО полноценно функционировать.

Литература:

1. Дополнительное профессиональное образование специалистов АПК и сельских территорий: проблемы, направления диверсификации / В. Г. Новиков, Б. И. Шайтан, Е. Е. Можаев и др. — М.: РАКО АПК, 2021. — 619 с.

2. Кадровый потенциал как фактор инновационного развития АПК / И. С. Санду, Г. М. Демишкевич, Н. Е. Рыженкова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2022. — № 12. — С. 114–123.

3. Можаев Е. Е. Проблемы и приоритетные направления совершенствования аграрного дополнительного профессионального образования // Сборник тезисов по итогам профессорского форума — 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество». — М., 2021. — С. 114–117.

4. Новиков В.Г. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования в интересах интеграционного развития АПК и сельских территорий Союзного государства Беларуси и России на проектной основе // Международная экономика. — 2022. — № 10. — С. 734–742.

5. Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса / В. Г. Новиков, Б. И. Шайтан, Е. Е. Можаев и др. — М.: РАКО АПК, 300 с.

6. Шайтан Б. И. Сравнительный анализ результативности дополнительного профессионального образования в образовательных, научных и консультационных организациях агропромышленного комплекса // Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса: сб. трудов. — М.: ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2021. — С. 110–119.

Без разработки дальнейших мер по формированию и развитию новых подходов к дополнительному профессиональному образованию проблема обеспечения аграрной отрасли специалистами, ориентированными на инновационное преобразование сельского хозяйства на основе принципов импортозамещения и достижение параметров продовольственного и технологического суверенитета, существенно усугубится.

В ведении Минсельхоза России находится 21 учреждение дополнительного профессионального образования. Обучение за счет средств федерального бюджета в 2021 г. прошли 36,79 тыс. человек, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий — 23,7 тыс. человек. Из них: руководители сельскохозяйственных организаций — 3,2 тыс. человек, специалисты инженерной службы — 1,9 тыс., экономисты — 0,9 тыс., бухгалтеры — 1,7 тыс., агрономы — 2,4 тыс.; зоотехники — 2,2 тыс.; специалисты ветеринарной службы — 4,3 тыс., специалисты кадровой службы — 1,1 тыс., руководители и специалисты организаций малых форм хозяйствования — 3,2 тыс., работники сельского хозяйства, относящиеся к иным категориям — 4,6 тыс. человек.

Система дополнительного профессионального образования играет особую роль в кадровом обеспечении и нацелена на решение задачи оперативного реагирования на потребности рынка труда в АПК, запросы работодателей и специалистов, формирование новых профессиональных компетенций.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Для Цитирования:
В. Г. Новиков, Е. В. Шестакова, В. П. Мелешкин, А. Б. Худяков, К вопросу о роли дополнительного профессионального образования в развитии отечественной агросферы в условиях внешних вызовов. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: